С другой стороны. Когда наступит завтра

Многие эксперты, особенно живущие за пределами Латвии, с удивлением наблюдают за сложившейся у нас в стране межнациональной ситуацией


Считалось, что после вступления Латвии в ЕС и НАТО коренная нация страны — латыши, будучи уверенными в том, что их независимость гарантирована, станут проводить более либеральную политику по отношению к нацменьшинствам.

Но вместо этого политическая элита Латвии ужесточила свою позицию по отношению не только к негражданам и натурализовавшимся гражданам, но и к соседней России. Все активнее выдвигается идея ревизии итогов натурализации — вплоть до ее полного прекращения. А России на государственном уровне выдвигаются территориальные претензии. Все это вызывает, особенно у московских экспертов, неподдельное изумление: Латвия — член ЕС и НАТО, ужесточает свою позицию по отношению к русским. Парадокс.

Но у тех русских политологов, которые родились и живут в Латвии, это поведение удивления не вызывает. Значительная часть латышей почувствовали себя частью 300-миллионного народа Европы, защищенного военной мощью НАТО и экономической мощью Брюсселя.

Прямая реакция на это — выдвижение жестких претензий соседней России и русским, проживающим в Латвии. Еще бы! В условиях демографических проблем, с которыми столкнулась латышская нация, обостренно воспринимаются претензии русской части населения Латвии на равные возможности своего существования в стране.

В отличие от нелатышского населения, которое пошумит, пошумит, да и пойдет тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь, латыши, которые составляют значительную часть чиновничества Латвии, имеют возможность, да, прямо скажем, и желание, раз и навсегда решить русский вопрос. Что, учитывая системность, присущую латышам как нации, представляет намного большую угрозу, чем все штабы защиты русских школ и иже с ними.

Боюсь оказаться пророком, приносящим плохие вести, но конфликт между русской и латышской общинами как никогда возможен. Трудно сказать, выльется ли он, например, в системные репрессии против русских средств массовой информации и некоторых русских общественных организаций в ответ на протесты русских радикальных организаций. Но слишком много политического пара накопилось сегодня как с одной, так и с другой стороны.

Но для меня это — не самое главное. Важно, как мы поступим на следующий день после этого конфликта. Даже наивному человеку совершенно ясно, что сотрудничество между латышской и русской общинами неизбежно. У нас общий противник — Евросоюз.

Именно он угрожает национальным особенностям нашей страны, размывает то, что именуется латышскостью или русскостью. Но поскольку вопрос о пребывании Латвии в ЕС уже решен, то задачей всех народов Латвии является максимальное сохранение национальной идентичности и извлечение выгод из нашего пребывания в ЕС.

А для этого необходимо продолжать диалог между представителями национальных элит, несмотря на ту конфликтную ситуацию, которая создалась сегодня. Важна и политика Москвы, от вмешательства которой в наши межобщиные дела пользы не видят ни русские, ни латыши. Для того, чтобы решать национальные проблемы сегодня, нужно смотреть не только в завтрашний, но и в послезавтрашний день.

Без этого стратегического взгляда мы обречены вечно находиться на задворках Евроры и представлять собой некое сборище индивидуумов, которых используют в своих меркантильных целях более крупные соседи.

02.06.2005 , 14:26

MK Латвия


Темы: ,
Написать комментарий