Андрис Берзиньш: «Я думал, когда мы вступим в ЕС и НАТО, эта трескотня закончится…»

Специально для «Часа» политическую ситуацию в стране комментирует бывший премьер, один из лидеров партии «Латвийский путь» Андрис Берзиньш.


Ростки тоталитаризма


- Ваш прогноз на то, как дальше будет складываться ситуация с договором о границе с Россией?

- То, что мы не подписали договор, – это наша проблема. Латвия шла к этому долгие 15 лет. И вот когда Россия наконец-то была готова поставить свою подпись под этим документом, мы решили превратить серьезный внешнеполитический вопрос во внутриполитический. И размазали его…

Правительство может говорить все что угодно, но у него нет и не может быть никакого плана «Б». Решения проблемы пока не видно. Это факт.

Думаю, что все эти события связаны с тем, что в Латвии началась очередная кампания по выборам в Сейм, которая, очевидно, будет проходить под лозунгом: «Ты за или против Абрене?». Муссируя этот вопрос, «Новое время», Народная партия и ТБ/ДННЛ соревнуются между собой за звание самой национальной партии. За всеми их разговорами об Абрене скрывается хорошо продуманный планчик. Правящие хотят разделить все население Латвии на тех, кто за возвращение Абрене, и на тех, кто против. Таким образом они хотят отвлечь народ от реальных проблем – роста цен, инфляции и других. Давно известно: для того чтобы потушить пожар, нужен более сильный пожар. Тогда на первый никто не обратит внимания!

Если бы «Латвийский путь» в начале 90-х годов такими методами выводил из Латвии российскую армию, то войска оставались бы здесь до сегодняшнего дня. Это абсолютно точно. К решению таких вопросов необходимо подходить прагматично.

Превратив договор о границе во внутриполитическую проблему, мы очень многое потеряли во внешней политике. Мировое сообщество может начать смотреть на нас как на государство, которое не способно решить, что ему делать, которое не использует имеющиеся у него возможности. И еще: думаю, что это наносит серьезный удар по демократии Латвии и создает почву для ростков тоталитаризма. Потому что выходом из этой ситуации, скорее всего, должна стать некая сильная рука, которая наконец-то покажет всем, что надо делать!

Помните, чем закончился 16-й год независимости Первой Латвийской республики? Улманис устроил переворот. Сейчас идет 16-й год независимости Второй республики. И возникает вопрос – чем это может закончиться? Переворотом?

Признаки революции


- Вы считаете, что в стране зреет революционная ситуация?

- Не думаю, что она зреет, но не исключаю, что это может случиться в обозримом будущем. Мы стараемся все внимание концентрировать на прошлом, вместо того чтобы говорить о будущем.

- Напряженности в обществе способствует и раскол населения по национальному признаку. Вы ведь не будете отрицать, что такой раскол существует?

- С этим мы должны согласиться. Общество радикализуется, и, как мне кажется, этим процессом управляют сознательно, просто ни одна из правящих партий не говорит об этом. Думаю, это тоже связано с предстоящими выборами. Я в свое время говорил: слава богу, что у нас национальный вопрос остается на уровне политиканства, и на улице никому не бьют морду по национальному признаку. Сейчас меня все больше и больше одолевает тревога, что и последнее возможно. Это печально.

- Возможен ли в ближайшее время правительственный кризис?

- Трудно сказать. Конечно, сложившаяся ситуация влияет на общий климат в коалиции. А в ближайшее время партнерам нужно принять массу серьезных, неприятных решений. И тогда мы увидим, насколько жизнеспособна коалиция. Хотя я думаю, что правительство Калвитиса не рухнет до принятия бюджета. Сейчас все уйдут в отпуск. До сентября в стране будет тихо. А там посмотрим…

- В мае в Латвии побывал президент США Джордж Буш, а президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга побывала в Москве. Как вы оцениваете значение этих визитов?

- Визит президента США в Ригу имел символическое значение. Буш показал, что он с нами. Но в то же время Джордж Буш не говорил, что Латвия не должна следовать общемировым нормам и принципам поведения. Его выступление в Малой гильдии было взвешенным, очень умеренным. Некоторые СМИ и радикалы думали, что Буш скажет нечто такое, от чего все рты раскроют… Но нет.

Мы всегда должны учитывать, что Россия никогда не будет счастлива от того, что страны Балтии вырвались из сферы ее прямого влияния, хотя влияние России, безусловно, есть и сегодня. В Латвии всегда будут сталкиваться интересы других государств. Так было на протяжении веков – здесь пересекались интересы Германии, Дании, Швеции, Польши, царской России, Советского Союза.

Я бы хотел, чтобы хотя бы одному поколению удалось прожить в Латвии нормально. В течение ста лет лет мы пережили три революции, две приватизации, денационализации, три раза изменялся государственный строй… Когда рассказываешь об этом шведу или англичанину, они удивляются – как такое возможно?

Я думал, что когда мы вступим в ЕС и НАТО, закончится вся эта трескотня, что людей перестанут делить на русских и латышей. И что мы наконец спокойно сядем и начнем думать, как бы нам быстрее стать богатыми. Но не случилось…

*

Помните, чем закончился 16-й год независимости Первой Латвийской республики? Улманис устроил переворот. Сейчас идет 16-й год независимости Второй республики.

*

За сто лет мы пережили три революции, две приватизации, денационализации, три раза изменялся государственный строй…

02.06.2005 , 11:38

chas-daily.com


Написать комментарий