Русский язык вытесняют из вузов

Министерство образования и науки готовит новую каверзу
Министерство образования и науки (МОН), очевидно,
начнет работу над законопроектом, который позволит обучаться на иностранных языках только студентам из-за рубежа. Жители же Латвии больше не смогут получать высшее образование в госвузах на русском языке. Что навредит не только студентам, но и самим высшим школам. Между тем платная программа на русском только в Рижском техническом университете (РТУ) приносит сейчас около 80 000 латов в год.




Политикам неймется
И снова политика вмешалась в образование — на сей раз в высшее. Телеграф сообщил о программе РТУ, где можно за деньги учиться на русском языке, что привело в сильное возбуждение латышскую прессу, а следом и чиновников. Глава МОН Ина Друвиете отреагировала очень оперативно, заявив, что государственные вузы, где есть платные потоки для русско-, англоязычных и прочих студентов, нарушают Закон о госязыке. Но ведь чиновники не звери, понимают, что пакистанцам, эфиопам, украинцам, шведам и т.д. надо где-то учиться. И потому для них возможность грызть гранит науки на иностранных языках сохранить надо. А вот для местных жителей МОН готовит сюрприз — законопроект, согласно которому они смогут учиться в государственных вузах только на латышском.




Цифра


100 000Ls

Cтолько могут составить убытки РТУ в этом учебном году из-за инициативы Министерства образования и науки.


 


Борьба — все, деньги — ничто
Директор департамента иностранного обучения РТУ Игорь Типанс встревожен и возмущен. Программа, из-за которой начался сыр-бор, оказалась очень востребованной: с 2001 года число учащихся здесь выросло с 3 до 120.
Из них около 80 — жители Латвии. По самым скромным подсчетам, их взносы за последний учебный год принесли университету около 80 000 латов.
По словам Типанса, государство финансирует РТУ лишь на 50% от необходимого объема, остальные деньги приходится зарабатывать самостоятельно. И плата русскоязычных жителей Латвии за обучение по программе “Предпринимательство и управление” позволяла руководству доплачивать преподавателям, сделать ремонт в аудитории, закупить книги, которые, кстати, в университетской библиотеке могут взять студенты любого потока. А в этом году доход мог превысить 100 000 латов, если бы вуз под давлением политиков не был вынужден приостановить прием студентов на эту программу.
Вот так национально озабоченные политики готовы принципа ради лишить учреждение вполне приличного дохода.
Кроме того, число студентов на той или иной программе во многом показывает качество образования. По словам Типанса, потенциальные абитуриенты, прежде чем подать документы, интересуются, насколько востребовано предлагаемое им обучение. Что подумает заинтересовавшийся РТУ иностранец, когда узнает, что за год количество студентов на “Предпринимательстве и управлении” уменьшилось более чем наполовину? То есть своим решением МОН может нанести удар по престижу университета, отпугнув потенциальных студентов из-за рубежа и причинив вузу еще большие убытки.




Кстати


К сожалению, Министерство образования и науки на протяжении всего вчерашнего дня так и не смогло дать Телеграфу комментарий, к кому конкретно и каким образом будут относиться новые нормы. Ведь, например, совершенно неясным остается вопрос о том, как быть с обучением на инязе ЛУ, где студенты получают знания и на русском, и на английском, и на французском, и на датском языках.


 


Чиновникам закон не писан?
Помимо экономического, проблема затрагивает юридический и политический аспекты. В Законе о высших учебных заведениях прописан принцип академической свободы. Это означает, что у студента есть право свободно выбирать любой открытый вуз и факультет. Поправки, вынашиваемые в недрах МОН, не отменяют саму русскоязычную программу РТУ, но делают ее недоступной для местных жителей, что явно противоречит пункту 2 статьи 6 указанного документа. То же подтвердил и Типанс: “Если программа открыта, то, по закону, доступ к ней должен быть у всех”.
Правозащитник  Борис Цилевич считает, что идея министерства носит откровенно дискриминационный характер. “Отнимать права у местных жителей, оставляя их при этом иностранцам — дискриминация чистой воды. Кроме того, почин МОН противоречит принципам европейской интеграции. В ЕС идет работа над созданием единого подхода к вопросам образования, и хотя использование языка нигде пока не оговаривается, очевидно, что латвийская инициатива идет вразрез с общеевропейскими тенденциями”, — заявил Телеграфу Цилевич.

02.06.2005 , 11:21

Телеграф


Написать комментарий