Игорь Лученок: «Настоящая песня появляется редко…»

В минувшую субботу в Доме Рижского латышского общества состоялся творческий вечер белорусского композитора Игоря Лученка. В нем приняли участие его земляки - профессиональные и самодеятельные артисты со всей Латвии. Здесь звучал в основном белорусский язык, но он был понятен всем в зале - это язык хороших и всем знакомых песен.


Идеей этой встречи давно загорелся Союз белорусов Латвии. Его председатель Валентина Пискунова озвучила ее Игорю Лученку, и тот охотно принял предложение приехать в Латвию. Более того, заранее прислал ноты своих песен, и белорусские солисты и творческие коллективы из Риги, Даугавпилса, Вентспилса, Лиепаи, Прейли разучили их специально к этому случаю. Получился настоящий праздник белорусской песни, на который пришли представители дипломатических миссий Белоруссии, России и других государств, депутаты Сейма, представители министерства интеграции, многих национально-культурных обществ. Желанными гостями на нем были маэстро Раймонд Паулс с супругой и Ольга Пирагс. Для Игоря Лученка, по его признанию, это был и праздник, и своеобразный экзамен, на который приехали его сын Андрей, юрист, и народный артист Белоруссии Иван Краснодубский.

После почти трехчасового концерта, на котором звучали широко известные и новые песни композитора, Игорь Михайлович охотно согласился дать интервью для «Часа». Мы разговаривали на родном белорусском языке.

- С каким настроением вы ехали к своим землякам в Латвии?

- С большим желанием встретиться с ними и со своими друзьями. С Латвией меня многое связывает. А познакомил меня с ней 1-й Всесоюзный фестиваль песни. Здесь я работал вместе с Александрой Пахмутовой, Марком Фрадкиным, Юрием Силантьевым… Потом бывал на ВЭФе, приезжал на отдых в Юрмалу – и главным образом по творческим делам: встречался с Раймондом Паулсом, другими музыкантами – моими друзьями. Поэтому мои воспоминания о Латвии в основном музыкальные. В свое время я был депутатом Верховного Совета СССР и еще поэтому сюда приезжал. Не буду говорить о политике. Хочется лишь повторить банальную мысль: песня не имеет границ, хотя они и устанавливаются политиками. В Белоруссии любят латышские песни и мастеров эстрады из Латвии. А моя мечта – приезжать сюда снова и снова.

- Вы следите за всем происходящим здесь. Что можете сказать о нынешнем состоянии культуры в Латвии?

- Не буду говорить обо всем, остановлюсь на музыке. Здесь крепкие музыкальные традиции. Они были и в советское время, и активно продолжают развиваться сегодня. В большой мере благодаря таким людям, как Раймонд Паулс, Лайма Вайкуле, Ольга Пирагс – поэтому именно их хотелось видеть сегодня на моем творческом вечере. Я рад, что Ольга не так давно приезжала в Минск, в Могилев, прекрасно пела латышские, русские и белорусские песни, в том числе мои.

Неожиданно в беседу включилась сама Ольга Пирагс:

- Пела вашу «Колыбельную». Надо же было ее и сегодня исполнить!

На что Игорь Лученок ответил:

- Чего только у нас с тобой, Ольга, не было! И на Украине, и в Москве! Надеюсь, еще будет. Продолжится это прекрасное сотрудничество, творческая борьба, бесконечный поиск.

- А творчество кого из Латвии вам ближе всего?

- Знаете, я ведь неплохо знаком и с латышской литературой, поэзией. Есть в ней удивительные вещи! А из музыки, конечно же, ближе всего творчество Раймонда Паулса. В целом же творческие люди Латвии, на мой взгляд, работают интересно, здесь есть чему по-настоящему радоваться.

- Тесные творческие связи и крепкая дружба связывали вас с легендарным Владимиром Мулявиным и его «Песнярами».

- Да, и еще какая! Мы дружили с ним с 1969 года. Он записал 26 моих песен. Была и большая, интересная, серьезная работа над поэмой классика белорусской литературы Янки Купалы «Гусляр». Потом я провожал Владимира Мулявина в последний путь – и в Москве, и в Минске. Сейчас продолжаю поддерживать тесные связи с его семьей.

- Сегодня ваши песни пели латвийские белорусы – и профессиональные певцы, но главным образом самодеятельные исполнители. Как вы оцениваете идею именно такой встречи и их творчество?

- Нынче молодежь больше тянется к «звездам», ее больше привлекает поп-музыка. Но понимаете, песня, если она есть, – это Песня. Я неоднократно бывал в Америке. Там в год рождаются десятки тысяч песен. Но если из них останется на долгие годы хотя бы одна – я буду счастлив. Настоящая песня появляется редко. Ведь это большой труд. Поэтому я очень ценю Марка Фрадкина и всегда учился у него. Мои «Майский вальс», «Мой родны кут» созвучны его «Журавлям». В них боль, тоска и гордость за родину. Я рад, что белорусы Латвии пришли сюда и пели мои песни. Для вас и для меня этот творческий вечер – встреча с юностью. И, конечно, ностальгия. СССР уже давно нет, а песни, написанные в то время, живы – и они нас по-прежнему объединяют.

31.05.2005 , 11:20

chas-daily.com


Написать комментарий