Абрене или смерть?

На фоне господ из ТБ/ДННЛ и «Нового времени» «народники» всегда выглядели прагматичными и дальновидными. Их ловкость в борьбе за власть невольно вызывала восхищение. Но их способность действовать на международной арене оказалась недостаточной.


Как бы скверно ни шли дела, во внутренней политике всегда можно сослаться на козни «темных сил», «внутренних врагов» – и симпатии общественного мнения обеспечены. Маленькая рокировочка – и все остаются на своих местах. Европу наши внутренние проблемы интересуют лишь постольку, поскольку они связаны с европейским карманом.

А вот внешняя политика Латвии с недавнего времени стала делом общеевропейским. Здесь «рукой Москвы» не отбрешешься. Приходится считаться с интересами множества игроков, одни из которых превосходят Латвию своим политическим весом, другие – политической ловкостью.

На внешнеполитической поляне и подстерегала наших совсем потерявших чутье политиков опасность. Поскользнулся, упал. Очнулся – увы, слишком поздно.

В любой другой европейской стране, какой тщится представить себя Латвия, после такого серьезного провала если не всему правительству, то уж министру иностранных дел пришлось бы уйти в отставку. Но для латвийских политиков закон не писан. Они до последнего будут делать вид, что шли единственно верной дорогой и специально наступили на грабли.

И другого выхода у них просто нет. Просто подписать договор нельзя. Во-первых, «тевземцы» и иже с ними вцепятся в горло. Незадолго до выборов, заметьте! Во-вторых, подписывая договор без ссылок на Абрене и «оккупацию», правительство как бы снимает с повестки дня «архиважную» проблему. С которой не первый год кормятся почти все латышские партии.

Появление односторонней декларации, таким образом, было неизбежно и даже вынужденно. Не случайно она была принята единогласно представителями всех четырех входящих в коалицию партий. И дело тут вовсе не в конституции, которую они будто бы так чтят.

С другой стороны, правящие боятся референдума и попытаются избежать его любой ценой. Почему? Допустим, Кабинет Калвитиса пошел на подписание договора о границе с Россией в существующем виде, а затем, раз уж конституция не оставляет выбора, инициировал бы референдум. В этом случае любой исход референдума означал бы полное фиаско того курса, которым пошли правые после вступления страны в Евросоюз.

Если народ говорит на референдуме: нет уж, отдайте нам Абрене, – то Латвия (а значит, и Европейский союз) остается с юридической дырой протяженностью в двести с лишним километров. Более того, выясняется, что Латвия проникла в ЕС с территориальными претензиями, что запрещено. Переговоры начинаются сызнова, и либо ЕС принуждает Латвию безоговорочно отказаться от Абрене (апеллируя к эстонскому прецеденту), либо Латвия начинает военные действия против своего восточного соседа.

Не приходится сомневаться в том, какой вариант предпочтет Европа да и сама Латвия. Конечно, снова переговоры. «Если в результате народного голосования договор о границе не будет поддержан, – пишет «Диена», – то не останется ничего другого, как обеим сторонам сесть за стол и работать над новым договором».

Нечего сказать, остроумное предположение! С чего бы это России снова садиться за стол переговоров, из-за которого она вышла с полностью согласованным и готовым к подписанию документом?

Рассчитывать на то, что Россия уступит в этом вопросе, т. е. откажется от Абрене или подпишет договор вместе с пришпиленной к нему декларацией, – значит проявлять детскую наивность. Территориальные уступки для России неприемлемы, а смириться с наличием декларации – то же, что признать «факт оккупации» со всеми вытекающими из этого морально-политическими, а в перспективе и территориально-материальными издержками.

Российская сторона даже ратификацию уже подписанного с Эстонией договора ставит в зависимость от того, будет ли его утверждение эстонским парламентом сопровождаться декларациями наподобие нашей.

Рассуждения о том, что России договор о границе нужен больше, чем Латвии и Европе, являются неизвестно на кого рассчитанным блефом. Введение безвизового режима с Европой (чем, по мнению «Диены», может объясняться сговорчивость русских) для России весьма отдаленное будущее. Политика нажима на Россию, таким образом, терпит фиаско.

Золотая жила, которую старательно разрабатывали правые, крайние и средние, оскудевает. И их безраздельное господство оказывается под большим вопросом.

А теперь представим себе, что народ скажет на референдуме: да, мы отказываемся от Абрене! И это нож к горлу. Что это, как не вотум недоверия правительству и его курсу в отношении России? Что это, как не вотум недоверия правящей коалиции?

Это означает, что все усилия правящих натравить США и Европу на своего восточного соседа воспринимаются народом Латвии как подрывающие мир и стабильность в регионе. Народное «да» означает, что «патриотический вой», поднятый вокруг латвийско-российских отношений, не выражает интересов и чаяний народа Латвии. Народное «да» означает «нет» вымогательской политике правительства и отказ от каких бы то ни было претензий к России на веки вечные.

Для правых и это полный провал. А так как отрубить себе хвост сразу же они не решатся, то будут рубить его по кусочком. Пожелаем же им приятного времяпрепровождения…

31.05.2005 , 11:10

chas-daily.com


Написать комментарий