«Свобода печати – не роскошь»

Такова, пожалуй, главная идея открывшегося в столице Южной Кореи 58-го Всемирного газетного конгресса и 12-го Всемирного форума редакторов.


Место встречи


Принимать у себя всю прессу мира – это престижно. За право стать столицей печати хотя бы на несколько дней борются многие города. Государство, крупные компании готовы нести расходы. Оно и понятно, такая реклама, ведь в одном месте собираются более 1000 ведущих представителей издательского бизнеса. В Сеуле собралось аж 1400. Абсолютный рекорд на сегодня у Рио-де-Жанейро – туда приехало 1700 издателей и редакторов.

Сеул выиграл этот приз, во-первых, потому, что Южная Корея динамично развивается, а значит, экзотика, привлекающая пишущую братию, удачно сочетается с цивилизацией. А во-вторых, Южная Корея оказалась на 6-м месте в мире по количеству читателей на 1000 жителей. Пятерка лидеров сложилась давно – Норвегия (684 издания), Япония (647), Англия (393), Германия (322), США (263) и… Южная Корея (200).

Разумеется, всех интересовал важнейший для газетчиков вопрос: – не вытеснят ли передовые технологии привычку читать? И тут Сеул опять на переднем крае…

Сады и небоскребы


Сеул – один из самых больших городов мира. Однако 10 миллионов проживающих в нем человек удивительным образом не создают толчеи, столь характерной для мегаполисов.

Широкие улицы свободно вмещают потоки машин, пешеходы шагают неторопливо. Их лица спокойны и готовы к улыбке. Иностранцы вызывают доброжелательный интерес, и стоит замешкаться, как тут же появляются добровольцы дать совет, разобраться в карте. Правда, английский язык знает в основном молодежь.

Поражает обилие зелени. Сверкающие стеклом громады домов сменяются похожими на леса парками. Множество клумб, цветов, которые вечерами подсвечиваются фонарями, а под сенью ветвей из невидимых динамиков льется негромкая музыка – для настроения.

На крышах многих гостиниц, супермаркетов, офисов – садики. Изумрудная трава, пара камней, скамейка… Не верится, что за оградой – в пропасти глубиной в 30- 50 этажей, мчатся машины. Некоторые просто сидят, некоторые смотрят в экраны лаптопов, а кто-то пополняет силы гимнастикой, по стилистике напоминающей ниндзя.

Город производит впечатление города среднего класса – нищих не видать. Много людей в костюмах – (банковские и офисные служащие), хотя сейчас уже жарко – до 30. Но бывает и дождь, а зимой – морозы до -15.

Чистота, похоже, пунктик сеульцев. Тротуар моют старательнее, чем в Германии, мусор никто не бросает.

Дорожное движение на редкость неагрессивное, светофоры установлены только на главных улицах.

1">Не только бизнес


Церемонию открытия сопровождал барабанный бой. Из этого инструмента корейцы научились извлекать самые разные звуки. Мировую прессу приветствовал президент страны Но Му Хен. Кстати, меры безопасности принимались весьма скромные – всего-то через рамочку пропустили и паспорт попросили показать.

Президент страны задал тон дискуссии на форуме издателей.

- Свобода слова необходима властям, – говорил он. – Критика только укрепляет общество и страну.

После чего глава Южной Кореи спустился в зал и пожал руки сидящим в первых рядах. И безо всякой помпы удалился.

Тему свободы печати продолжил Гэвин ОРейли, исполнительный директор WAN (Всемирной газетной ассоциации), который, вероятно, возглавит ее. Выборы назначены на завтра.

Тимоти Болдинг, долголетний глава ведущей ассоциации издателей, сдает свой пост в надежные руки. Ирландец ОРэйли – фигура легендарная. Он – наследственный издатель, издает 175 газет в 8 странах, у него работает 11 500 человек. Наряду с богатой (во всех отношениях) родословной судьба наградила его голливудской внешностью и редким юмором, который он, вопреки традициям конгрессов издателей, демонстрировал и с трибуны.

Главной темой его доклада была свобода печати. Если предыдущий конгресс в Стамбуле был посвящен издательскому делу как бизнесу, а газеты рассматривались как товар, то грядущий глава журналистской организации предложил вспомнить о духовном назначении прессы. Названы были страны, где пресса притесняется: наряду с Конго звучали Белоруссия и Туркменистан, а также Куба, Мексика, Гаити, Северная Корея. Во многих странах журналистика остается профессией смертельно опасной – более 70 журналистов были убиты в 2004 году. Более 500 человек за последние 10 лет умерли на рабочем месте.

По традиции на церемонии открытия был вручен приз за достижения в свободе печати. Его получил Мохаммед Салих из Судана. Пожилой темнокожий человек с измученным лицом в хорошо сшитом костюме сказал:

- Я не хочу вспоминать те 10 лет, что я провел в застенках. Я знал, что выйду на свободу и снова буду писать о том, что думаю. Это право каждого!

400 лет молодости


Организаторы Сеульского конгресса нашли отличный «новостной повод». Оказывается, первое печатное издание появилось ровно 400 лет назад – в 1605 году.

И если уж прессе удалось прожить так долго, то у нее есть все шансы жить долго и счастливо.

Обозревая тенденции развития печатного рынка за прошлый год, Тимоти Болдинг был оптимистичен. Отрасль выходит из кризиса, тиражи понемногу растут. Да, в основном за счет Азии, где Китай бьет все рекорды – и по приросту тиражей, и по рекламе.

Балтию упоминали дважды: в Эстонии выросли тиражи ежедневок, а в Латвии удвоилась реклама в Интернете.

Но в целом печать сохраняет второе место по влиянию на умы – после телевидения.

Может, именно этот благополучный фон и позволит заговорить о вещах духовных? В Стамбуле в основном речь шла о выживании…

Подробности – в следующих номерах.

31.05.2005 , 11:06

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий