Кирштейнсу указали на дверь

"Народникам" все же пришлось изгнать из своих рядов ультрарадикала

Правление Народной партии, наконец, исключило из своих рядов одиозного Александра Кирштейнса. Заодно бывшего товарища уберут с поста главы парламентской Комиссии по иностранным делам. На вакантное место выдвинута кандидатура Вайры Паэгле.



Последняя капля
Решение об исключении Кирштейнса было принято довольно неожиданно. На протяжении долгого времени высказывания политика возмущали русскоязычную часть населения Латвии, вызывали критику со стороны партнеров по правящей коалиции и российского МИДа, а “народники” ограничивались невразумительным “это его личное дело”. Но депутат перегнул палку — в своем недавнем заявлении, адресованном Совету еврейских общин, дошел до ручки. “Учитывая исторический опыт, на который ссылаются авторы заявления, не надо было бы повторять ошибки 1940 года и откровенно сотрудничать с врагами латышского народа”, — написал Кирштейнс, и это уже прозвучало откровенной угрозой.
“Народникам” понадобилось два дня, чтобы оценить эту реплику и адекватно отреагировать. В четверг вечером правление партии единогласно выгнало его из “оранжевых” рядов. Председатель парламентской фракции Народной партии Янис Лагздиньш сообщил журналистам, что Кирштейнс занимает слишком высокую и заметную должность, чтобы использовать такую риторику. Ну а несколько запоздалое решение он объяснил так: Кирштейнса много раз призывали учиться дипломатии у корифеев, он обещал исправиться, но обещаний так и не выполнил. Разочаровавшиеся “народники” устали ждать, когда же их однопартиец возьмет себя в руки.


Сам Кирштейнс, кажется, обижен и удивлен таким поворотом событий. Агентство LETA он заверил, что его никто не пригласил на заседание правления партии. И уж кем-кем, а антисемитом он себя, видимо, не считает. В интервью той же новостной службе он сделал весьма циничное заявление: мол, балансировать на грани антисемитизма еще не означает ее нарушать, и это не может быть причиной исключения из партии.




Из заявления МИДа Израиля


Отвечая на заявление Совета еврейских общин Латвии о росте антисемитизма в Латвии, г-н Кирштейнс среди прочего сказал, что еврейская община “не должна повторять ошибок 1940-го и открыто сотрудничать с врагами латышского народа”.
Министерство воспринимает такую угрожающую риторику с предельной серьезностью и категорически осуждает такие высказывания.
Мы надеемся, что заявления г-на Кирштейнса вызовут негодование среди латвийских лидеров и большинства ее граждан. Мы убеждены, что подобные высказывания будут осуждены.


 


Разлука будет без печали
Впрочем, кажется, кроме него никто не огорчен решением “народников”. Большинство специалистов сходятся во мнении, что уход Кирштейнса с поста председателя парламентской Комиссии по иностранным делам пойдет только на пользу. Кандидатуру Вайры Паэгле партнеры “народников” по коалиции обещают поддержать, и даже Новое время не собирается претендовать на этот пост.




Экспертиза


Что заставило “народников” в срочном порядке исключить Кирштейнса из партии?



  • Юрис РОЗЕНВАЛДС, профессор отделения политических наук ЛУ:
    — Решение об исключении Кирштейнса, на мой взгляд, продиктовано не принципиальными соображениями “народников”, а политической конъюнктурой. Атис Слактерис говорит, что Кирштейнс хорошо руководит своей комиссией, а через пару дней уже голосует против него. Ясно, что с позицией самих “оранжевых” расставание с ним не связано. Просто после последнего его заявления давление извне на партию очевидно выросло. Когда-то он помог им отбить часть электората у ТБ/ДННЛ, теперь же стал портить имидж партии, и от него решили избавиться.

  • Виктор МАКАРОВ, политолог:
    — Исключить Кирштейнса из партии следовало давно. Ему осознанно позволялось говорить оскорбительные вещи, так как это позволяло “народникам” наращивать электорат за счет радикально настроенных граждан. Но после того, что он сказал о 1940-м годе, у них просто не оставалось никакого другого выхода.

  • Андрис РУНЦИС, ассоциированный профессор политологии ЛУ:
    — Очевидно, просто накопилась критическая масса. Какое-то время ему позволяли говорить, но, наконец, увидели, что он вредит имиджу партии, которая все-таки является ведущей в правящей коалиции. Хотя несколько удивляет поспешность, с которой было принято это решение.

30.05.2005 , 11:10

Телеграф


Написать комментарий