Райта Карните: «Образованных людей у нас боятся!»

По просьбе «Часа» директор Института экономики Латвии, член-корреспондент Академии наук Латвийской Республики выступает в роли эксперта на рынке высшего образования.


Вопрос «где работать мне тогда, чем заниматься?» сегодня особенно волнует школьников. Да и взрослые в растерянности: понятие о высшем образовании стремительно меняется. Папа с красным дипломом советского образца ребенку уже давно не советчик. Но выбор делать все же придется. Об этом наш разговор с ученым человеком.

Сосуд, в котором пустота


- Госпожа Карните, как вы оцениваете качество образования от латвийских вузов?

- К сожалению, они не дают студенту главного – умения подходить к делу творчески. Раньше человек с дипломом раз и навсегда занимал более высокую позицию.

Сейчас высшее образование – это лишь тренировка мозгов. Дальше все зависит от тебя самого. Отстал – значит, потерял: за спиной конкурент. Если исходить из этого, миссия вуза – готовить лидеров. В нашем обществе их по-прежнему не хватает. Большинство ждет приказаний сверху!

К сожалению, единственное, что умеют сегодняшние выпускники, – прекрасно заполнять тесты… Настоящего осознания материала у них нет – только форма, без содержания.

Во всем виновата методика обучения. Возможно, следует уменьшить количество предметов, чтобы досконально освоить основные. Но у нас еще нет опыта – все новое, чужое.

Потому и места здесь для себя люди не находят, уезжают за границу. Но уезжают за деньгами, а не для того, чтобы творить. Наш инженер предпочитает в Ирландии водить автомобиль просто из желания больше зарабатывать. Быть предпринимателем, творческой персоной трудно – этому надо научить! Тем более что у нас – здесь и сейчас – есть огромные возможности создавать свой бизнес.

- Где, например?

- Хотя бы в науке, которая ошибочно считается неприбыльной. Да в той же медицине масса вариантов! Еще вчера врачи смеялись, когда я говорила об экспорте услуг здравоохранения. Однако посмотрите: люди уже приезжают в Латвию – пусть пока только на косметические операции. А дальше могут быть и более серьезные предложения. Нужна только самая «малость»: хорошие врачи и услуги, более дешевые, чем в других местах…

Огласите весь список


- Ну и как же сделать более-менее правильный выбор на пути к будущему?

- Прежде всего послушать себя. Старшеклассникам сейчас трудно определиться. И мне в молодости долго ничего не нравилось. Четко понимала одно: не хочу быть актером и космонавтом… Последовала совету постороннего – выбрала экономическую кибернетику. Тем, кто не знает, что делать, и сегодня рекомендую экономику, это сфера широкая и разноплановая.

Могу успокоить желающих изучать финансы – у нас в стране специалистов этого профиля готовят качественно. Я участвовала также в аккредитации новых программ Технического университета. Одна из них, «Инновационное предпринимательство», предлагает студентам интересные методы работы, активное участие в создании и представлении проектов, презентациях. Все это способы для того, чтобы пробиться в жизни.

Будут востребованы юридические знания.

И, конечно, языки: переводчиков, серьезно владеющих терминологией, не хватает. Инженеров тоже мало. Промышленность из-за развития технологий требует все меньше людей, но инженер должен эти технологии улучшать. Будут нужны химики – но какие и где, об этом должны думать ответственные за их подготовку. Вузы обязаны проводить подобные исследования.

- Ваши прогнозы по поводу развития производства?

- Промышленность в Латвии раздроблена, и она уже не наша. Совсем мало независимых производств, их политику определяет собственник. Но надеюсь, традиционные отрасли, такие как электроника, судо- и машиностроение, будут развиваться.

- А каковы позиции педагогов?

- Расчет простой: людей у нас становится меньше. Значит, меньше и детей, и педагогов.

- Русской школе, судя по всему, нужны будут предметники, преподающие на латышском. Их уже не хватает.

- Никогда не будет хороших учителей, если им как следует не платить.

- Сейчас очень модны туризм, гостиничный бизнес.

- Не знаю, дает ли наша высшая школа базу для этих программ.

- Но туризм в топе в ЕС.

- Если ориентироваться на работу за границей, надо и учиться там. Хотя тут же возникает естественный вопрос: дает ли базу для этого наша основная школа? Обычно первую ступень высшего образования люди проходят здесь, а продолжают за границей.

Глобальные истины


- А если сразу после школы оторваться от мамы с папой и отправиться на учебу в чужие места?

- С одной стороны, это хорошо. Но ведь и у нас есть зарубежные вузы, например, Стокгольмская высшая школа экономики. Правда, там готовят космополитов. А экономика – национальная наука. Понять, что происходит в Латвии, можно только при хорошем знании ее истории. На этом здесь можно зарабатывать огромные прибыли, что и делают наши банки.

- Так, может быть, нашим умникам и умницам следует повести себя с точностью до наоборот – поскорее вернуться домой и пройтись по пустующим нишам?

- Пока рано! К сожалению, для них здесь нет соответствующего приложения. Все небогатые государства производят мозги для богатых, это тяжелая истина жизни. У бедных не хватает потенциала устроить этих людей, а потому их перекупают.

Аист – не крыша


- Все подчиняется политике. Она или умна, или…

- Согласна. Ну вы, например, хоть где-то у нас слышали, что можно целенаправленно развивать экспорт образования – то есть продавать свои вузы?!

Мы же едем учиться за границу. А почему к нам нельзя? Да, мы не имеем промышленности, но могли бы заняться экспортом образования – это и есть наш потенциал! Наши студенты с преподавателями от этого только выиграют. Завяжутся контакты, укрепится научная база, станут выше зарплаты. Иностранцы увезут домой новую информацию о Латвии.

А пока какой у нас имидж? В рекламных проспектах Латвия – это поющий народ… Страна, где водятся аисты и лягушки… Кому это интересно? Сегодня необходимы другие политические предложения. Одно из них – высшее образование как экспортообразующая отрасль. Но пока нет никаких усилий со стороны государства, чтобы это дело развернуть в комплексе.

-…и бедному студенту вместе с родителями приходится решать вопрос вопросов – где взять деньги на учебу. Как наш ведущий экономист Райта Карните относится к кредиту на образование?

- Государство выбрало этот путь как наиболее легкий для себя. В вузах должно быть больше бюджетных мест. Если бы я работала в министерстве, я бы посмотрела на эффективность высших учебных госучреждений. Соотнесла бы стоимость образования с отдачей от него. Кредит для студента – это бремя на долгие годы. Деньги придется отдавать. А вот можно ли будет их заработать, не знает никто.

- Так пусть государство само берет кредиты и таким образом обеспечивает молодым будущее!

- Никогда, к сожалению, высшее образование и наука не были ценностью в нашей стране. Мне кажется, образованных людей у нас очень боятся.

30.05.2005 , 10:54

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий