Виктор Лагун покидает «трамвайку»

Покидает вынужденно, подчиняясь решению собрания акционеров, которое он считает совершенно несправедливым.

Собрание акционеров на трамвайном предприятии (ТП), чей капитал стопроцентно принадлежит самоуправлению, было назначено на утро 6 июля. Вопрос был один – снятие Виктора Лагуна с выборной должности председателя правления ТП. А замена ему уже была подготовлена в лице Геннадия Иванова, тоже председателя правления, только другого предприятия – Спец.АТП. Так бы все и шло – гладко, тихо, без шума, без пыли. Да закавыка получилась. Работники «трамвайки» уже давно чувствовали, что над головой их шефа сгущаются тучи. Это стало совершенно ясно после того, как на предприятии побывала ревизионная комиссия из городской думы. Выводы ее были однозначны: на предприятии имели место финансовые нарушения. Но за последние два года, с приходом Виктора Лагуна, люди увидели, что в «трамвайке» стали происходить положительные перемены, и они решили не давать в обиду своего шефа, какие бы там выводы не делал думский ревком. Под эгидой профкома было подготовлено письмо Рите Строде, которое подписали 276 работников трамвайного предприятия. Понятное дело, подписали не все, ведь всего на предприятии работают 359 человек, и не все они сторонники Лагуна. Но никто никого не неволил. Кто хотел, тот и подписывался. В письме говорится, что благодаря В.Лагуну – грамотному и внимательному руководителю – в период с 2002 по 2004 годы на предприятии произошло много перемен: оно стало прибыльным, уплачены скопившиеся за последние 10 лет долги по налогам, вовремя стала выплачиваться зарплата, улучшены бытовые условия, рабочие теперь обеспечиваются инструментом, спецодеждой, средствами личной гигиены, и что очень важно – регулярно производится ремонт путей и контактной сети. (Надо понимать, что до Лагуна ничего этого не было). Подписавшиеся под обращением к мэру просили акционеров при рассмотрении результатов ревизии учесть мнение коллектива и принять справедливое и объективное решение.

В думе, получив письмо, поняли, что снимать Лагуна келейно нельзя – только лишние разговоры будут. И решили прежде встретиться с коллективом…

Цветы запоздалые

Увидев перед началом собрания первых журналистов, В.Лагун удивился: «А откуда вы знаете про собрание коллектива? Присутствия журналистов никто не планировал. Ну, если  Рита Строде разрешит, то оставайтесь…»
– А вы знаете, что вас сегодня «снимать» будут? – парировали журналисты.
– Конечно, – улыбаясь ответил Лагун.
Госпожа Строде против присутствия прессы ничего не имела. Но само собрание началось с весьма пикантного эпизода. В.Лагун представил мэра собравшимся работникам предприятия, а их собралось порядка сотни. В зале, где проходило собрание, даже не хватило для всех мест. Пришли все те, кто был свободен или мог в это время оторваться от работы. Оказывается, в качестве мэра Р.Строде впервые оказалась в трамвайном предприятии, да и то по случаю снятия с должности его руководителя. В.Лагун галантно преподнес г-же Строде живописный букетик. Пикантность момента заключалась в том, что председатель правления отлично понимал, что очаровательная мэр сделает ему сегодня «кранты», не менее отлично это понимала и мило улыбающаяся Рита Строде. Может быть, раньше Лагуну надо было дарить букеты, так примерно годик назад?

Куда девались пластмассовые окна, куда пошел паркет?

И г-жа Строде, и председатель ревизионной комиссии Ольга Сироткина, и члены правления АО ТП  Алексей Бурунов и Вячеслав Кранкалнс, и даже представитель думы в правлении депутат Александр Степанов пришли на собрание, чтобы раскрыть коллективу глаза на то, что втихаря творил его шеф, как нарушал закон. Чтобы коллектив ахнул от услышанного, проникся праведным гневом и выразил свое полное «одобрямс» безоговорочному снятию В.Лагуна с должности. О.Сироткина сообщила о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности. О том, что на 3700 латов завышен доход предприятия. А взятый в 2003 году трамвайным предприятием кредит в 200 тысяч латов совершенно не соответствует залоговой сумме. Подробностями (и какими!) ее дополнила г-жа Строде. Ревком установил, что премии работникам начислялись с нарушением финансовой дисциплины, причем В.Лагун предпочитал премировать почему-то только контору. Мэр даже потрудилась пофамильно назвать облагодетельствованных. И посетовала при этом: почему не поощрялись хорошие кондукторы? Но особой реакции зала это не вызвало, хотя и кондукторы там находились.
Далее коллектив узнал, что В.Лагун выделил более 1000 латов на благоустройство автостоянки: там в помещении должны были установить пластмассовые окна, паркетные полы и прочую роскошь. А на деле оказалось, что ничего этого на вышеозначенном объекте не установлено. Спрашивается, а куда пошли денежки? По словам Р.Строде, г-н Лагун на этот вопрос никакого вразумительного ответа не дал. А ведь 5 тысяч латов «вбухано» за ремонт, которого в природе не было. Мэр не скрывала своего возмущения. А поездка в Ригу г-на Лагуна по политическим делам на казенном бензине? «Это же все за счет коллектива», – возмущалась Р.Строде. – За счет ваших денег! Сколько получает вагоновожатый на руки чистыми? 100 латов? На эти деньги трудно прожить. А вот если бы Лагун рачительно тратил деньги предприятия, то и зарплата у вас стала бы выше».
Но со стороны зала не последовало заметных эмоций. Зато когда в адрес Лагуна был высказан упрек, что, мол, зря, не по-хозяйски, он закупил впрок рельсы, с места вскочил работник снабжения Петр Пожарский: «И правильно Лагун сделал, что закупил. Сейчас цены на металл подскочили в два раза! Ему за это решение премию дать надо, а вы его ругаете». Зал поддержал Пожарского аплодисментами. В адрес Лагуна летят новые упреки – он дает документы на подпись членам правления задним числом. И вновь вскакивает Пожарский: «Работа вся встанет, пока вас, членов правления, разыщешь!» Из зала раздаются реплики: «Да мы их вообще первый раз видим! За что они только деньги получают?!» И снова гремят аплодисменты. Аудитория явно симпатизировала Лагуну и поддерживала его. Посыпались уже упреки и обвинения в адрес ревкома: «Он не понимает специфики предприятия, не разобрался по существу и поэтому сделал неправильные выводы». Мэр на это тут же отреагировала: «Законы бухгалтерии от специфики предприятия не зависят и их надо выполнять».
После завершения собрания дискуссия продолжилась уже в неформальной обстановке. Но, похоже, каждая сторона – Рита Строде и ее оппоненты – рабочие «трамвайки» – осталась при своем мнении.

«Мне не стыдно смотреть людям в глаза»

В.Лагун после того, как закончилось собрание акционеров, дал «Миллиону» небольшое интервью. При этом он подчеркнул, что о политической подоплеке всего этого дела говорить не станет, чтобы «не разжигать страсти».
– Да, меня сняли, такое решение приняла г-жа Строде, – совершенно спокойно сказал он. – Я ожидал, что раньше или позже это произойдет. Ведь возня вокруг этого кресла шла уже около 8 месяцев. Сняли по совершенно формальным причинам. Члены ревизионной комиссии во время проверки отказались со мной разговаривать. Не понимая специфики предприятия, они выдернули один факт, другой, причем без учета контекста общей ситуации. А эти факты можно трактовать двояко, трояко, как угодно.
– Но ведь речь шла о том, что потрачены немалые деньги неизвестно на что…
– Когда я получил акт ревизии, то подробнейшим образом в письме на имя председателя ревкомиссии все объяснил – как тратились деньги, на что, почему, и т.д. Да, я не отрицаю, были у меня и ошибки. Но сегодня на любом муниципальном предприятии можно найти ошибки – было бы только желание.
– Судя по реакции зала, большинство работников вам сочувствует…
– Я два года отработал на этом предприятии, и мне не стыдно смотреть людям в глаза. За эти два года мне удалось вытянуть предприятие из долговой ямы. Из убыточного оно стало прибыльным. Вот цифры: 2001 год был закончен с убытками в 136 тыс.латов, 2002 – тоже с убытками – 83 тыс. латов. А вот 2003 и 2004 годы мы закончили уже с прибылью. И долги на предприятии вовсе не растут, как сегодня было сказано на собрании. Предприятие стало работать стабильно, улучшились условия работы: отремонтировали бытовки, люди стали получать спецодежду, серьезное внимание стало уделяться технике безопасности. Больше внимания стали уделять текущему ремонту. Коллектив же видит эти перемены.
– Какие ваши дальнейшие планы?
– Без работы я не останусь, уже есть несколько предложений. Я делал для предприятия все, что мог. Если другой на моем месте сделает больше, я только буду этому рад. Может быть, иногда мои действия были и не совсем ординарны, но для достижения стабильной работы предприятия, ради бесперебойности движения трамваев мне приходилось их принимать. И сейчас я за них несу полную ответственность. Я рад, что трамвайное предприятие перестало, наконец, быть обузой для самоуправления, оно теперь полностью живет за счет заработанных денег, что в этом есть и моя заслуга.

Сегодня на очередном заседании городской думы депутаты окончательно решат судьбу В.Лагуна. Хотя едва ли кто сомневается, что большинство депутатов поддержит решение мэра.

08.07.2004 , 12:00

"Миллион"


Написать комментарий