Пасынки государства

В скором времени Латвия рискует превратиться в страну торговцев. Причем торговать мы будем в основном товарами импортного производства. Авторы столь неутешительного прогноза — латвийские производители. Стремительное развитие иностранных торговых сетей и отсутствие государственной стратегии развития местного производства лишают их шансов на выживание.

Из года в год наше государство исправно обещает поддержку малому и среднему бизнесу, крестьянам и другим местным производителям. Однако дальше обещаний дело не идет. Экспорт латвийских товаров отстает от импорта уже на 1,2 млрд. Ls, да и купить латвийскую продукцию в супермаркетах становится все сложнее. Сами сети обычно объясняют это тем, что мелкие хозяйства не способны обеспечить необходимые им объемы продукции. “У мелких производителей два выхода: либо объединяться и специализироваться, либо продаваться и закрываться”,— считает председатель Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич.

Однако не все так просто. Специализация, как ни крути, подразумевает выбор узкой ниши, а ниш на всех не хватает. Да и производителям, решившим объединиться ради совместного сбыта готовой продукции, строить взаимоотношения с иностранными торговыми сетями отнюдь не проще. “Я неоднократно пытался договориться с сетевиками. Однако легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем нашей продукции попасть на их прилавки”,— жалуется Kb директор птицефабрики Madona Мартиньш Навитис.

Продукция мадонской фабрики соответствует всем ветеринарным нормам и требованиям и вполне способна обеспечить необходимые для супермаркетов объемы. “Но почему-то требования к нашим товарам намного строже, чем к импорту. При этом деньги за проданную продукцию нам возвращают в течение двух месяцев — в 4 раза дольше, чем иностранным поставщикам. И за испорченную продукцию магазины никакой ответственности не несут, так что все убытки опять же ложатся на нас”,— поясняет Навитис.

Единственный латвийский производитель яиц, которому в свое время удалось прорваться в сети, — это доминирующая на нашем рынке фабрика Balticovo.

“Как им это удалось — неизвестно. Но дело тут точно не в объемах. У нас в Даугавпилсе работает одна из крупнейших в Латвии фабрик — Daugavpils putni, которая вынуждена развозить свои яйца по рынкам Латвии. При этом в городских супермаркетах лежит привезенная за 220 км продукция Balticovo”,— говорит Лидия Дзалбе, директор частного предприятия Laima. Фирма Лидии хозяйствует на Даугавпилсском рынке — последнем пристанище для местных производителей продовольствия.

“У нас 70 мест и примерно столько же фирм. За день торговли им приходится платить по 2—3 Ls, но это дешевле и проще, чем договариваться с мелкими магазинами. А в крупные и вовсе не попасть”,— говорит Дзалбе. Леон Боярс, президент Общины латвийских производителей и торговцев, куда входит и даугавпилсская Laima, считает, что если местным производителям и надо объединяться, то для того, чтобы призвать к ответу государство. “Я каждый день получаю жалобы со всей Латвии. Ни в одной стране ЕС государство не обращается с местными предпринимателями так жестко, как у нас”,— говорит он.

Еще один член общины — владелец крестьянского хозяйства Василий Расименок. Более 10 лет он обрабатывает участок земли в Кримулдской волости. Начинал с самого, как тогда казалось, перспективного направления — производства экологически чистых овощей. “Я был уверен, что наша продукция будет пользоваться в крупных магазинах спросом, однако не тут-то было. Задавили требованиями, пришлось переквалифицироваться”,— рассказал он Kb.

Теперь г-н Расименок работает на заказ: весной заключает договоры с перекупщиками, которые дают в долг удобрения, технику, семена, — и растит для них рапс, зерно, картофель, гречиху. Однако цены у перекупщиков гораздо ниже рыночных, так что Василию не удается заработать даже на то, чтобы выкупить землю, которую он обрабатывает не первый год. “Не хватает поддержки государства. Хорошо живется только тем, у кого в собственности участки свыше 500 га. Маленькие фермы и крестьянские хозяйства, выращивающие экологически чистые продукты, вскоре практически исчезнут. Останется пара-тройка — как элемент местного колорита для туристов”,— уверен он. В похожей ситуации находятся практически все мелкие и средние производители продовольствия. “Я готов выполнить любое требование супермаркетов, лишь бы они продавали наш хлеб. Но что бы я ни делал, в сети пробиться не удается”,— говорит глава правления Madonas pat¦r¦tўju biedr­ba Янис Захарс. “Чаще всего отказываются принимать местную продукцию потому, что импортная, мол, дешевле. Почему же государство не защищает нас от дешевого импорта?” — возмущен представитель фирмы Iecavnieks Интар Гайлитис.

Кстати, проблема сбыта на местном рынке стоит не только перед “пищевиками”. Например, по уровню производства мебели Латвия отстает не только от “старейшин” ЕС, но и от новичков, вступивших в союз одновременно с нами. Меньше мебели, чем у нас, производится разве что на Кипре. В Эстонии и Литве мебельная промышленность в прошлом году работала в два раза продуктивнее нашей, да и прирост дала больший — на 2—4%. А латвийские мебельщики снизили темпы производства аж до уровня 1998 года. "В Литве, в отличие от нашей страны, крупные компании, производящие мебель, не уничтожили. Напротив, во время приватизации все они получили рачительных хозяев. “Конек” литовских мебельщиков — сравнительно дешевая мебель из фанеры, ламинированных досок и ДСП. Она-то и пользуется спросом в Латвии, осложняя и без того нелегкую жизнь немногим из переживших приватизацию латвийских производителей корпусной мебели",— сетует исполнительный директор ассоциации Latvijas m¦beles Андрис Плезерс.

Решив еще раз попытаться добиться взаимности от государства, Община латвийских производителей и торговцев направила правительству, Сейму и лично министру сельского хозяйства Мартиньшу Розе открытое письмо. В нем перечислены все трудности, с которыми ежедневно сталкивается местный производитель. Это и “нелюбовь” супермаркетов, и постоянно растущие требования со стороны Продовольственно-ветеринарной службы. “Предыдущее руководство службы накопило долгов на 1,5 млн. Ls. Понятно, что их надо выплачивать. Для этого увеличиваются поборы с крестьян, предпринимателей и ремесленников”,— говорится в письме.

По подсчетам ассоциации, практически все услуги латвийской ветслужбы стоят раза в два дороже, чем в Эстонии. Скажем, за присутствие ветврача при забивании свиньи в Латвии платят 0,99 лата, в Эстонии — всего 40 сантимов. “Если правительство в самое ближайшее время не начнет поддерживать крестьян и производителей, мы благополучно превратимся в нацию торгашей, перепродающих товары, которые нам сбывает по дешевке заграница”,— считает Боярс.

Кстати, литовцы и здесь обошли нас. Литовское министерство экономики в целях защиты местных производителей готовит законопроект, ограничивающий деятельность крупных торговых компаний с годовым оборотом свыше 9,5 млн. Ls. "А наше государство защищает только иностранцев. Нас штрафуют за малейший недочет, следят, чтобы на рынках товары продавались по группам, а в супермаркетах торгуют всем подряд: телевизорами, удобрениями, тут же смердящие резиной автомобильные шины, а всего в паре метров — прилавок с хлебом. Видимо, традиция у нас такая — “прогибаться” перед иноземцами",— считает Дзалбе.

07.07.2004 , 15:13

"Коммерсант Baltic"


Темы: ,
Написать комментарий