Индулис Эмсис: «Абрене мы уже потеряли…"

- Для меня очевидно, что подписание договора о границе является приоритетом латвийской внешней политики. Договор с Россией нам нужен и с точки зрения национальной безопасности, и в контексте того обещания, которое мы дали нашим союзникам из ЕС и НАТО.

Вступая в ЕС, мы подписались под обязательством еще до вступления урегулировать все пограничные вопросы.

Поэтому сегодня необходимо бросить все силы, чтобы выйти с Россией на подписание договора. Сначала подпишем, а потом, если у юристов и политиков есть сомнения относительно “законности” договора, правительство может передать УЖЕ ПОДПИСАННЫЙ документ Конституционному суду. Если суд признает, что договор не противоречит конституции, мы в сейме вполне можем его ратифицировать. Если же суд заявит, что договор не соответствует конституции, то следующий шаг — референдум.

Правда, согласно конституции, международные договоры выносить на референдум нельзя. Значит, юристы должны будут сформулировать вопрос иначе — например, спросить мнение народа о том, необходимо ли менять статью 3–ю конституции, в которой говорится о границах Латвии.

— Если будет референдум, то решение вопроса границы затянется как минимум на год…

— Сейчас главное — подписать договор. С этим медлить нельзя. Иначе мы просто оказываемся в тупике: договор не подписан — значит, суд не может сделать никаких заключений. И значит, мы не знаем, выносить ли вопрос на референдум.

— Вам не кажется, что мы слишком заигрались с вопросом Абрене? Как мы можем отдавать или не отдавать то, что нам де–факто не принадлежит?!

— Согласен с вами. До 1995 года Верховный Совет и затем сейм своими решениями сохраняли возможность юридически вернуться к теме Абрене. Я сам голосовал за решение Верховного Совета ЛР в 1992 году, в котором говорилось о нашем праве на Абрене и еще 6 волостей. Однако в 1995 году Латвия подписалась под пактом стабильности ЕС и НАТО. В этом пакте мы отказались от всех территориальных претензий. Таким образом, сегодня мы не можем требовать пересмотра территорий.

И еще. Нужно быть реалистами: ясно, что сегодня и в обозримой перспективе никто никаких границ в Европе пересматривать не будет. Абрене была отнята у нас в тот момент, когда в результате оккупации наша конституция не действовала. Мы войну проиграли и эту территорию потеряли. Все. Теперь уже задача юристов сделать так, чтобы мы, отказываясь от территориальных претензий, сохранили принцип правопреемственности Латвии.

Кроме того, мы должны помнить, что несем обязательства перед союзниками за подписание договора. Мы не можем их обманывать, это было бы безответственно с нашей стороны.

— Вас не беспокоит поведение вашего партнера по коалиции — г–на Кирштейнса? Его высказывания в последнее время носят все более провокационный, скандальный характер.

— Депутат, занимающий должность председателя комиссии по иностранным делам, должен быть особо осторожен в высказываниях. Но у нас в коалиции есть принцип: не обсуждать публично поведение представителя другой коалиционной партии. Это проблема Народной партии, в которой г–н Кирштейнс состоит. И мы надеемся, что “народники” сами с этой проблемой разберутся.

27.05.2005 , 15:49

"Вести сегодня"


Написать комментарий