Два бойца

Как только не перекраивают историю нынешние власти, до какого маразма и святотатства не доходят латвийские горе-политики, любая весть о том, что помнят наших стариков, что чтят память тех лет нормальные люди, — не может не находить отзыв в душе. Центральный округ Москвы пригласил пятерых даугавпилчан на празднование Дня Победы. Двое из них, рядовые — Волков Владимир Степанович и Конторович Федор Ефимович — пришли в редакцию поделиться своими впечатлениями от поездки.

Потомственный москвич Володя Волков был призван в армию в 1940 году. 22 июня 41-го Владимир Степанович запомнил на всю жизнь — в тот день в часть приехала его мама. О начале войны в части, понятно, знали. Во время встречи боец, посланный за Володей, проговорился о войне матери. Ужас, застывший в ее глазах, Владимир Степанович до сих пор помнит.
— Попрощались, я ухожу, а она все стоит — у меня комок подступил к горлу. Как оказалось, после моего ухода она травы нарвала на том месте, где я стоял. И всю войну хранила…
24 июня первая московская мотострелковая дивизия была отправлена на фронт, 26 июня Володя принял первый бой, а 5 июля под Борисовым, возле знаменитой речки Березины, был ранен. Чуть подлечившись, водитель тягача противотанковой роты рядовой Волков вновь оказался в строю. Таскал орудия аж до самой Восточной Пруссии, где в апреле 45-го война для него закончилась. Награжден орденом «Отечественной войны», медалями «За боевые заслуги», «Взятие Кенигсберга». Летом 45-го часть, где служил Володя, была передислоцирована под Огре. Демобилизовавшись в 46-ом, Володя остался в Латвии. Всю жизнь шоферил, тридцать лет отдано только автобусному парку. Четверо детей, четверо внуков, шесть правнуков.
Федор Конторович также призывался в 40-ом, но из Белоруссии. И тоже прошел всю войну рядовым. Служить попал в Киевский военный округ. В мае 41-го его артиллерийский полк был отправлен в летние лагеря аккурат на границу с Польшей. Утро 22 июня, когда полчища гитлеровских самолетов закрыли небо, он тоже хорошо помнит. К своим, вспоминает Федор Ефимович, пробивались с боями. Первый раз часть попала в окружение под Ельцом, второй раз под Харьковым. Там же, под Харьковым, был контужен.
— В ноябре увязли все: и наступающие, и отступающие — чернозем, машины вязли! Из четыреста человек в живых остались сорок! Но прорвались! Под Новый год артиллерийский полк получил звание гвардейского.
Дальше был ад под Сталинградом. Федор освобождал Донбасc, Крым. Войну рядовой третьего Белорусского фронта Федор Конторович также закончил в Пруссии. Имеет Орден «Отечественной войны 2-ой степени», медали «За отвагу» и «Боевые заслуги», за взятие Сталинграда и Кенигсберга.
— Ну и как первопрестольная вас встретила?
— Полный порядок! — смеются ветераны. — С букетами роз! Поселили в гостинице «Россия». Кормили от пуза.
— «Фронтовыми-то» потчевали?
— А как же без этого?.. Как за детьми ухаживали: и по музеям возили, и в Кремлевском дворце на концерте мы были, и подарков нам надарили. В общем, как родных приняли! Передайте через газету огромное спасибо российскому консульству в Даугавпилсе.
Спасибо вам огромное, наши старики! Он будет всегда приходить, этот день, и всегда напоминать живым кто есть кто, потому что этот день есть мерило всех ценностей…

26.05.2005 , 11:48

Роман САМАРИН


Написать комментарий