С того света не позвонишь

Вопросы обоснованности вызова "скорой" ставят в тупик и врачей, и пациентов

Госагентство обязательного страхования здоровья (VOAVA) призывает пациентов не бояться вызывать “скорую помощь”. Причиной такого обращения к населению стал целый ряд случаев, когда больные, испугавшись высокой платы за вызов “скорой”, пытались заняться самолечением, что приводило к смертельным случаям.



Сколько стоит жизнь?
Информация о том, что осуществление медицинской реформы приводит к смертельным случаям, звучит постоянно. Газете Latvijas Avize удалось найти конкретные примеры. Вот один из них: 66-летняя жительница Тукумса почувствовала себя плохо. Симптомы были похожи на желудочный грипп. Через пару дней ей стало хуже, боль в животе усилилась. Она пожаловалась соседке, что надо бы “скорую” вызвать, да дорого платить. Выпила лекарство, в надежде, что к утру полегчает. Когда наутро соседка зашла ее проведать, состояние больной было уже настолько серьезным, что страхи об оплате были отброшены и немедленно вызвана “скорая”. Прибывшая по вызову бригада уже не застала женщину в живых. Оказалось, что у нее произошло прободение язвы двенадцатиперстной кишки.
Другая трагедия произошла в Екабпилсе — скончался 61-летний мужчина. Приехавшая по вызову неотложка взяла с пациента 17 латов, однако медики в больницу везти не сочли нужным. Через два дня ему стало хуже, но родные, испугавшись, что опять придется платить 17 латов, тревожить медиков не стали. На следующий день мужчина в очень тяжелом состоянии был доставлен в реанимацию, где скончался. Его близкие уверены, что если бы бригада “скорой помощи” сразу отвезла больного в стационар, он был бы жив.


Деньги важнее этики
VOAVA объясняет введение платы за необоснованный вызов неотложки желанием избавиться от халявщиков, регулярно вызывающих бригаду вместо того, чтобы самим явиться к врачу. Чиновники считают, что в случае опасности для жизни не надо сомневаться, вызывать ли “скорую”. Но тут же, противореча себе, добавляют: если вызов все же окажется необоснованным и у вас не будет денег оплатить его, платеж можно совершить позже. Довольно слабое утешение, особенно если учесть, что у самих медиков не всегда существуют четкие критерии оценки угрозы для жизни.
Вот что рассказала Телеграфу пострадавшая от медицинского “нововведения” Элла Островская. "Моему сыну стало плохо, я позвонила семейному врачу. По описанным симптомам она поставила диагноз — острый гепатит и велела вызвать “скорую”, — рассказала Элла Телеграфу. В ходе пятнадцатиминутного разговора сотрудница “скорой” среди прочих вопросов выясняла, имеются ли у звонящей в наличии 48 латов. В итоге “скорая” все же приехала. Подтвердив заочный диагноз, медики стали звонить своему начальству и выяснять, как классифицировать острую форму гепатита и сколько брать денег. Причем вопреки не только врачебной, но и обычной человеческой этике вопросы “опасно ли это для жизни” обсуждались тут же, у постели больного.


Диагноз по телефону
По приезде в больницу Эллу и ее сына отругали за отсутствие направления, но все-таки приняли. В приемном покое Элла стала свидетельницей странного обхождения медработников с молодой женщиной, которая жаловалась на плохое самочувствие и предполагала у себя тот же диагноз. По словам женщины, она не смогла дозвониться до семейного врача, и поскольку живет неподалеку, пришла “сдаваться” в больницу Linezers сама. За это ей прочитали лекцию о том, что следовало вызвать “скорую” на том основании, что таков порядок.
Как объясняет VOAVA, получив звонок с просьбой оказать неотложную помощь, дежурная “скорой” оценивает полученную информацию и определяет срочность оказания помощи. Она же вправе отказать, если посчитает случай необоснованным. При этом вы можете рассчитывать на краткую лекцию о других способах получения медицинской помощи.
Похоже, чиновники не вполне себе представляют, каким образом их “рацпредложения”, выдвигаемые якобы с благими целями, осуществляются на практике. Зато это на себе в полной мере успели ощутить больные.

25.05.2005 , 11:25

Телеграф


Написать комментарий