Хочешь лучше жить — иди в политику!

В минувшую пятницу в большой зал городской думы на встречу с министром благосостояния Дагнией СТАКЕ народу пришло немного. Пенсионеры и инвалиды, возможно, посчитали, что от таких встреч пенсия у них не прибавится, зато после поездки на трамвае в Центр города в кошельке на 15 сантимов станет меньше.

Встречу г-жа Стаке начала с повествования о тех добрых делах, которые правительство уже сделало для пенсионеров и еще собирается сделать. Например, с 1 апреля пенсия выплачивается в полном объеме, если даже за пенсионера в период его трудовой деятельности работодатель не внес в бюджет социальные взносы. Планируется и увеличение пенсий в зависимости от трудового стажа — на эти цели в бюджете заложено 30 миллионов латов. Порадовала министр аудиторию и напоминанием о том, что социальный бюджет стал хорошо наполняться. А вот три года назад, когда она только приступила к своим обязанностям, дефицит социального бюджета составлял 82 млн. латов. Но, увы, благостная картина, которую с таким оптимизмом рисовала г-жа Стаке, вмиг разлетелась на куски, когда стали выступать пенсионеры.
Они резонно заметили, что инфляция, которая достигает уровня 7-9 процентов, полностью съест те прибавки к пенсии, которые сулит им министр. Себе-то министры добавляют к зарплате сколько хотят, а пенсионерам — копейки. А как на эти копейки выжить? В зале оказались и такие люди, которые живут на 20 сантимов в день. Стаке пыталась успокоить людей — мол, проблемы всюду одинаковые: не только у нас, но даже и в Германии. На это «удачное» сравнение в зале отреагировали моментально: «Нам бы их проблемы!»
— У вас в октябре будет еще одна прибавка к пенсии, — продолжала министр.
— Пока дадут эту прибавку, мы ноги протянем, — возмущенно заметила сидящая недалеко от меня женщина.
— Что такое прибавка в 2 лата? — продолжали возмущаться люди. — Мы заработали себе хорошую пенсию, а государство отняло у нас ее и платит гроши. На что нам лечиться? Как жить? Это нормально? Мы не чувствуем прироста экономики, о котором говорят власти, мы должны считать несчастные сантимы!» И т.д. и т.п.
— Я не соловей, — ответила на это министр. Надо понимать в том смысле, что красивых песен петь не собирается. Дагния Стаке сказала, что она реалист, а пенсии и прибавки будут настолько велики, насколько будет пополняться социальный фонд. И сама посетовала: у нее, как и у сидящих здесь в зале, тоже пропали пенсионные накопления за советское время. Едва ли эта жалостливая нота вызвала сочувствие у аудитории: люди ведь прекрасно понимают, что будущая пенсия г-жи Стаке в любом случае будет на порядок (если не больше) выше, чем их мизерная пенсия.
А одной изможденной на вид пенсионерке, которая многие годы отработала в колхозе, а сейчас влачит жалкое существование на пенсионные гроши, г-жа Стаке посоветовала: «Идите в политику!» Мол, тогда сможете принимать такие законы, которые вам нравятся. Может быть, министр несколько увлеклась, но в ее совете измученной жизнью пожилой женщине было что-то циничное. Такой же совет Д. Стаке дала и другому человеку, выступившему от имени инициативной группы и просившему министра поддержать принятие поправки в Закон о пенсиях, которая позволила бы безработным предпенсионного возраста после 30 июня сего года уходить на досрочную пенсию в размере 80 процентов от рассчитанной.
Председатель думы  Рита Строде выступив, заявила, что она не согласна с мнением о том, что, мол, государство и самоуправление ничего не делают и не помогают людям. И привела пример: Даугавпилсское самоуправление доплачивает пенсионерам по 15 латов в виде различной помощи. Да, действительно, в этом смысле с нашей городской думы многие самоуправления могут взять пример. А вот государство наше едва ли можно назвать благодетелем.
Д. Стаке пояснила: «И медики зарплату хотят, и педагоги зарплату хотят. Все хотят». Мол, на всех денег не хватает. А на чиновников, родимых, всегда хватает. В сегодняшней Латвии образовалась целая каста людей, которые не сеют, не пашут, а живут припеваючи. И круг этих людей постоянно расширяется. Им и высокие оклады, и чиновничьи льготы, а пенсионерам и инвалидам — по остаточному принципу. Сами названия огромного числа бюрократических учреждений вызывают грустную улыбку: всякие «Управления способствования здоровью» (а люди мрут, как мухи), «Управления среды» (а лес хищнически вырубается). Если завтра появятся «Управления четверга и пятницы», то, наверное, никто не удивится. Люди уже ко всему привыкли.
И еще запомнилось: Д. Стаке пригласила пенсионеров приезжать к себе в Ригу в Министерство. Это за какие такие шиши они туда поедут? Министр, наверное, забыла, что пенсионеры ездят за свои кровные, а не за государственные деньги, как она сама.

24.05.2005 , 11:50

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий