Пчелы в режиме боевой готовности

Юбилейные проекты Художественного музея

18 мая в Международный день музеев начались празднования столетия нашего Государственного художественного музея, открывшегося в сентябре 1905 года. К событию было приурочено открытие двух художественных объектов — один называется “Художественные войны”, другой — “Миссия”. Прошла также дискуссия, названная в честь первого “экспоната”.



Воинственное искусство
Проект “Художественные войны”, пожалуй, самый запоминающийся из всех “подарков”, преподнесенных художниками своему форпосту. Его авторы — студенты Академии художеств Кристиан Бректе и Эдгар Клявиньш — просто крест накрест заклеили окна Художественного музея, как это делали во Вторую мировую, чтобы во время авиационных обстрелов не разлетались стекла. Идея такого “визуального решения” музея, по мысли художников, — метафора неактуальности любого искусства — и современного, и “ушедшего в историю”. “Художественные войны” — так называлась и дискуссия, посвященная поискам выхода из создавшегося плачевного положения в латвийском искусстве. Искали, впрочем, и виноватых. Последними чаще других признавались не сами художники (которые, к слову сказать, разве что во времена 80-х отличались авангардным задором и творческим подъемом), а недостаточное финансирование молодых талантов и даже сам музей-юбиляр, который, по мнению некоторых участников дискуссии, мог бы чаще напоминать о себе публике. А выход из ситуации предлагался такой: устраивать музейные посиделки и дискуссии, создать и публично продемонстрировать генеалогическое древо латвийского искусства (чтобы способствовать просвещению масс), проводить акции на манер тех, что проходят сейчас по городу (стенды с репродукциями картин, расположенные на центральных улицах, спайдермены — люди-пауки из комиксов, рассевшиеся на деревьях вокруг Академии художеств).


Жизнь насекомых
Своеобразной репликой в этой дискуссии можно считать и инсталляцию “Экспонат”, подаренную музею художником Кириллом Пантелеевым. Она изображает пещерного человека, уставившегося в экран монитора, на котором в режиме slide show ему показывают его же наскальную живопись. По мнению Пантелеева, работа демонстрирует иллюзию коммуникации человека и искусства, под знаком которой завершился XX век и начался XXI. “В наше время истинное творчество нередко заменяется его симуляциями, симулякрами”, — сказано в сопровождающей инсталляцию аннотации. “Аналогично и культуру мы умудряемся подменять культурными проектами, обещаниями, позами, мечтами, — развивает мысль художника куратор объекта Элита Ансоне. — Именно в музее интересно говорить об отношениях истинного и ложного в художественном творчестве”.
Посетители, перенасытившиеся искусством, могут приобщиться к природе посредством жизнеутверждающего объекта “Миссия”, расположенного перед Художественным музеем. Он представляет собой три настоящих, полных пчел улья, подаренных музею частным предпринимателем Артисом Вингрисом. О насекомых до 16 сентября, когда ульи снимут, будет заботиться Латвийская ассоциация пчеловодов. А символизируют они самих музейных работников, чей труд по собиранию культурных ценностей сравнивается с пчелиной работой.

23.05.2005 , 10:35

Телеграф


Написать комментарий