Другое кино

Комментарий Абрама КЛЕЦКИНА, доктора искусствоведения

В апреле меня пригласили в Киев в качестве члена международного жюри 1-го Международного фестиваля документального кино “Контакт”. Фестиваль показал, что кинодокументалистика сегодня мощно развивается, меняется, что интерес публики к ней велик. При том, что рекламы “Контакта” в Киеве почти не было, народу на просмотрах с каждым днем становилось все больше.



Хотя власти Украины объявили кинематограф приоритетным направлением и обещали увеличить его финансирование, а на открытие “Контакта” пришел президент Ющенко, первый фестиваль обошелся без государственной поддержки. Его основал и финансировал Фонд имени Ларисы Роднянской, создательницы и директора первой в независимой Украине негосударственной студии документальных фильмов Контакт и матери президента нового фестиваля Александра Роднянского. Сегодня этот кинодокументалист —директор телеканала СТС в Москве и сопредседатель Cовета директоров самого популярного украинского канала Студия 1 + 1.
В свое время Роднянский и гендиректор Студии 1 + 1 Владимир Оселейчик впервые получили “международную путевку” за свои фильмы на рижском Международном симпозиуме кинодокументалистики. Сейчас отличная короткометражка наших Лайлы Пакалнини и Мариса Маскаланса “Страна грез” (Leiputrija) стала лауреатом “Контакта”, а приза “За вклад в мировое киноискусство” был удостоен Герц Франк. Украинцы ищут возможности для расширения сотрудничества документалистов нашего региона и намерены сделать свой фестиваль ежегодным. Нам в Риге пока такого не поднять, это очень дорогое удовольствие. Слава богу, что держится наш “Арсенал”, который тоже начинает подключать документальное кино.
Вообще “Контакт” очень нужен Восточной и Центральной Европе, так как Лейпцигский и Краковский фестивали документального кино поблекли, а новых таких влиятельных форумов нет. Программа первого “Контакта” получилась по-настоящему любопытная. С 90-х годов развитие документального кино во всем мире пошло по новому руслу, поскольку радикально изменилось все — от способа финансирования до технических возможностей кино. Сейчас любой может сделать фильм у себя дома! Это привлекает новых людей. И, с одной стороны, конечно, засоряет документалистику, поскольку резко снижается профессионализм, а с другой — появляются талантливые люди другого времени, с иными психологией и отношением к действительности.
И взгляд на человека теперь другой. Документалисты моего поколения брали на себя ответственность за судьбу своих героев после съемок. Скажем, из фильма “Легко ли быть молодым?” мы выкинули почти всех девчонок — боялись, что на них будут показывать пальцем на улице. А новое кинопоколение считает, что автор не должен чувствовать себя опекуном, он свободен. И хотя такие фильмы могут вызывать очень неоднозначное отношение к их героям, зато появляется больше глубины в показе сложности мира человеческого. Все чаще документальным кино занимаются люди “со стороны”. Не просто с кинематографическим, но с серьезным социальным или гуманитарным образованием. Для них это возможность изучить, понять и показать другим весь процесс, а не конкретные факты, события, людей. Причем они не подставляют своих героев специально, но и не прикрывают их. Что для героев опасно, то для общества очень полезно, поскольку дает возможность выйти поверх всей противоречивости жизни. И зрителю легче идентифицироваться с тем, что на экране, и легче понять себя через кино.

20.05.2005 , 10:51

Телеграф


Написать комментарий