Врач, больной и 6 латов за вызов

Прошло более полутора месяцев с того темного момента, когда медперсонал кареты "скорой помощи", прибыв на вызов, вынужден определять его обоснованность и наличие РЕАЛЬНОЙ опасности для жизни пациента.

Сложно сказать, сколько врачей и сколько пациентов истрепали себе нервы в бесплодных баталиях. Но объем поступающей почты свидетельствует: число обиженных растет.

Опасность для жизни

Случай произошел в одном крупном городе. Так как ситуация типична, не будем делать упор на названия и фамилии участников. У пенсионера, хронического гипертоника М. в 22.30 случился очередной приступ стенокардии. Само по себе, раз приступ “очередной”, то пациент вроде как знает, что с ним делать. Но стандартные приемы не помогали.

Может, дед разнервничался и тем самым ухудшил свое состояние. С другой стороны, у старика давление подскочило до 210. Внук гипертоника оказался явно не медиком, определить “неопасность” для жизни деда подобного приступа не смог и поступил как любой здравомыслящий человек — вызвал “скорую”. “Неотложка” не заставила себя ждать. Врач, разумеется, никакой опасности для жизни пациента не обнаружил (сложно, конечно, сказать, бывают ли в таком возрасте пациента “неопасные” симптомы). И, как того требуют новые правила Кабинета министров, выписал деду “штрафную квитанцию” — 6 латов за необоснованный вызов.

Борьба за кошелек

Пациент оказался хотя и немощным, но небогатым. И отстаивать 6 латов своей и без того мизерной пенсии принялся с юношеским темпераментом. Во–первых, позвонил на Станцию скорой помощи и поругался, но денег не отстоял. Во–вторых, написал многостраничное письмо в газету, в котором обозвал врача “мошенником” и “чудовищем”, которого интересует не здоровье пациента, а лишь деньги: “Он уже думал о следующей жертве, у кого отберет последние копейки и оставит голодным”.

Руководство “скорой” города со вниманием отнеслось к запросу редакции. Все участники медицинско–финансовой драмы были вызваны на ковер. Бедные медики, вместо того чтобы оказывать помощь, сами глотали успокоительное и строчили объяснительные. Разгон им устроили по полной программе, объявив даже строгое предупреждение медсестре за то, что в квитанции на оплату необоснованного вызова она неправильно указала персональный код пациента. Но комиссия не нашла, согласно правилам Кабинета министров, оснований для признания вызова обоснованным и наложенный на пенсионера платеж в 6 латов не отменила. В общем, на спасении медицины 6 латов никак не сказались, а здоровья и нервов у всех участников эта драма ни на один десяток латов отняла.

Отцы народа знают все

Министры приняли правила, которые требуют невозможного — чтобы все пациенты обладали медицинским образованием и были способны сами себе поставить диагноз: опасно/неопасно для жизни. Это якобы не инфаркт развивается, а всего лишь межреберная невралгия. Это у меня не аппендицит разболелся, а камни в почках образовались — до утра две таблетки но–шпы и горячая ванна все симптомы снимут.

Не апоплексический удар постиг, а погода меняется — кофе выпить вполне достаточно. Хотя еще у Джерома К. Джерома написано по поводу самолечения на основе медицинского справочника: "Не успел я добраться до середины перечня “ранних симптомов”, как стало очевидно, что эта болезнь гнездится во мне". Врач оказался умным и дал шикарный рецепт: “Брось забивать себе голову вещами, в которых ничего не смыслишь”. Министры полагают, что пациент должен смыслить и уметь точно определить, что он доживет до того светлого момента, когда утром откроется поликлиника и он сможет пойти к семейному врачу (именно это проистекает из пункта 101.4 упомянутых правил).

“Ночью, когда силы зла властвуют безраздельно”

Судя по данным Гос-агентства обязательного медстрахования (ГАОМС), больше всего “необоснованных” вызовов “скорой” случается как раз ночью и по выходным дням. Оно и понятно: поликлиники закрыты, семейные врачи отдыхают, а пациентам невтерпеж — приспичило. Хотя штрафы публику пугают. Всего, по данным ГАОМС, в стране число вызовов “скорых” уже к середине апреля уменьшилось на 20%.

С другой стороны, из всех ныне совершаемых вызовов до четверти признают необоснованными. Но и тут есть свои рекордсмены. Так, “скорая” Екабпилсской больницы 66% вызовов оформила как необоснованные. В Цесисе таковых сосчитали 46%, в Алуксне — 38%, в Лудзе — 37%, в Резекне — 34%, в Гулбене — 31%. В Риге таковых лишь 18%.

О чем это может свидетельствовать? В бедных восточных районах у людей нет денег на визит к врачу, и они думали, что смогут подлечиться при помощи “скорой” и не платить. С другой стороны, увы, нет денег и у региональных “скорых”, и не исключено, что не все необоснованные вызовы “неотложки” в Екабпилсском районе действительно таковыми были. Или наоборот, в других районах врачи в “опасные” записывают и неопасные вызовы, жалея кошелек пациента.

Так что пороть за подобные правила, когда врача вынуждают определять обоснованность вызова и именно на него направляется вся ненависть пациента в случае получения квитанции за необоснованный вызов, надо министров. Это негуманно и по отношению к врачу, и по отношению к пациенту. Правила принял Кабинет министров, и возмущаться надо бы самим существованием подобных правил (требующих от пациентов знания медицины), а не медиками, вынужденными исполнять существующие требования.

19.05.2005 , 17:37

"Вести сегодня"


Написать комментарий