Валдис Воинс: «Полицейский сам не рад применять силу…"

"Вести Сегодня" побеседовала с начальником полиции порядка Риги о проблемах в системе правоохранительных органов


Полковник полиции Валдис Воинс уже два года возглавляет полицию порядка Риги. До этого он руководил Службой государственной охраны, а когда подразделение расформировали, он стал начальником дорожной полиции Латвии. Но и на этой должности надолго не задержался: руководство госполиции предложило ему возглавить полицию порядка столицы, и Валдис Воинс согласился. А ведь рижская полиция порядка — это 2000 человек.

— Г–н Воинс, вы довольны тем, что ушли с должности начальника дорожной полиции Латвии и возглавили полицию порядка Риги?

— Я окончил Академию полиции по специализации “Полиция порядка”. И скажу, что мне нравится здесь работать. Тут очень большое хозяйство, и объемы и задачи не сравнить ни со Службой государственной охраны, ни с дорожной полицией Латвии.

— Работа наверняка отнимает время с утра до вечера. А как же семья, дети?

— Дети у меня уже большие, сын заканчивает высшее учебное заведение, дочь на втором курсе. И потом я не сторонник того, что работа должна разрушить семью, и считаю, что если все правильно организовать, то нет необходимости самому делать все и отнимать время у семьи. Я не могу следить за работой 2000 человек, для этого на каждом уровне есть начальники, и они должны вести ту линию, которую ведет руководитель, и выполнять свои обязанности. Так что если все правильно организовано, то и свободное время найдется. Я вполне успеваю и в баскетбол поиграть, и в теннис.

— Из каких структур состоит полиция порядка?

— На самом деле это огромное подразделение. Если говорить простым языком, то это все полицейские, которых люди видят в городе в форме. Самая большая часть полиции порядка — это патрульно–постовая служба, которая обеспечивает порядок на улицах: это и всеми любимая дорожная полиция, и конная полиция, и водная полиция, работающая в акватории Даугавы. Входит в состав нашего подразделения охрана диппредставительств и специальных государственных учреждений, осуществляем также охрану диппредставительств в Москве и Санкт–Петербурге.

Обеспечиваем конвоирование по всей территории Латвии между тюрьмами, судами. У нас также есть приемник–распределитель для несовершеннолетних. Служба 02 — это тоже полиция порядка, в каждом территориальном отделении в столице есть представители нашего подразделения, наши также медвытрезвитель и изолятор временного содержания. Так что, как видите, подразделение наше очень и очень большое.

— Штаты укомплектованы? Сейчас очень много говорят, что из полиции уходят люди из–за низких зарплат. Вас это коснулось?

— И очень сильно. Увольняется сотрудников больше, чем устраивается, поэтому некомплект довольно серьезный. Работы у нас много, помимо каждодневной службы, мы обеспечиваем порядок во время массовых мероприятий, привлекаем к этому сотрудников, лишая их законных выходных. Другое дело, что потом компенсируем отгулами, но ведь это не выход из положения. Да и материальное и техническое обеспечение могло быть, да и должно быть намного лучше.

— Часто ли вы, как руководитель, получаете претензии за ту или иную работу ваших подчиненных, особенно после массовых мероприятий?

— Конечно, случается, и в этом мало приятного. Во время массовых мероприятий каждая сторона найдет возможность полицию покритиковать. Помните митинги противников школьной реформы? Запросы из сейма пришли как от правых, так и от левых.

Одни говорят, что мы действуем мягко, другие — что жестко. Но полиция обязана действовать в рамках закона, и если нас будут оценивать по закону, то и у нас будет меньше стрессов. А если в оценках будет больше политического, нежели правового, то работать полиции будет очень сложно. Полицейский сам не рад тому, что ему приходится применять силу. Например, последний пример — поведение нацболов во время приезда Буша. Большинство из них молодые люди, а мы выставили против них подготовленных сотрудников.

Но мы не могли допустить обострения ситуации где–нибудь в другом месте. А у них при себе были дымовые шашки, они подвергали опасности других и себя в первую очередь. Поэтому мы вынуждены были применить против них силу, и я считаю, что полиция действовала правильно.

— Нельзя сказать, что в Латвии полицию не уважают, но, если честно, престиж стражей порядка невысок. Что можно сделать, чтобы поднять престиж полиции?

— Что–то сделать, чтобы так сразу поднять престиж полиции, невозможно. Заработать негативный имидж очень просто: кто–то столкнулся с неправомерными действиями полиции, рассказал десяти знакомым, каждый из них еще десяти, вот вам и имидж. Но мало кто знает, что нам приходит огромное число благодарностей от жителей, но почему–то это никого не интересует, в том числе и средства массовой информации.

Кроме того, престиж полиции зависит и от людей, которые здесь работают. В полицию должны приходить молодые люди, а они, видя, какие у нас зарплаты, какие социальные гарантии, в правоохранительные органы не стремятся. Их цель

- Ирландия, Великобритания, там они зарабатывают больше, чем в латвийской полиции, я уже не говорю о частном бизнесе. Нашей полиции необходимы умные, хорошо образованные люди, а они, естественно, находят занятия в другом месте, где их труд соответственно оплачивают.

Теперь вся полиция очень многоплановая, и это не только полиция порядка. Сюда требуются различные специалисты. Вот сейчас люди довольно часто подают жалобы в суд на любые действия полиции. Это их право, которое не отнять. Но проблема в том, что нам просто необходимы юристы, которые знают не только уголовное или административное, но и гражданское право, чтобы представлять полицию в суде. К примеру, по последней жалобе с нас требуют 40 000 латов… Еще очень требуются в полицию специалисты по информатике. Нужны сильные компьютерщики, но они необходимы везде, на них большой спрос. Значит, куда он пойдет? Правильно, туда, где ему будут платить достойно, где компьютер ему поменяют на более сильный по первому требованию.

— А может ли так случиться, что город останется почти без полицейских, оставшимся единицам придется очень сильно напрягаться, чтобы осуществлять охрану общественного порядка?

— Откровенно говоря, мы уже сейчас очень сильно напрягаемся. Но в данный момент, я думаю, процесс пошел. Уже и журналисты пишут, что в нашей полиции что–то не так. Согласитесь, очень сложно все начинать заново, проще остановить процесс упадка и просто повернуть в другую сторону. Я очень надеюсь, что ситуация улучшится, правда, как государство будет решать эту проблему, неизвестно.

Например, если на оборону тратится определенный процент валового продукта, то, может, определить такой же процент и для правоохранительных органов? Это уже будет гарантированная сумма, и руководство МВД сможет планировать какие–то свои действия по улучшению материально–технической базы. Ведь у нас не только автомашины старые, но и помещения территориальных отделов в плачевном состоянии.

Об изоляторе временного содержания вообще говорить страшно, в каком он виде. Пусть очень много средств в него вложил город, какие–то деньги выделило руководство госполиции, но ИВС настолько морально устарел, что привести его в полный порядок сложнее сложного. В здании Главного управления полиции надо тоже менять все — вплоть до проводки, в некоторых местах она была установлена, как мне кажется, еще до войны и просто не выдерживает напряжения. Вот такая ситуация…

18.05.2005 , 17:11

Вести сегодня


Написать комментарий