Американцы в Погулянке?

Во время очередного заседания городской думы депутаты приняли решение продать долю принадлежащего самоуправлению капитала в санатории «Целтниекс», что находится в Большой Погулянке. Впрочем, отношение к этой сделке было неоднозначным: думская оппозиция в лице «гайсмовцев» проголосовала «против». Станет ли данное решение думы «точкой» в этой далеко непростой и даже скандальной истории злополучного санатория?

- Надо продавать?
- Продавать не надо!

Почему непростой и скандальной? Потому что когда-то у общестроительного треста (считай, у города) был прекрасный, можно сказать, уникальный в республике оздоровительный центр (назовем его для краткости санаторием). В результате сомнительных сделок (вызывающих сомнение в их целесообразности и юридической обоснованности) санаторий оказался разграбленным, полуразрушенным, и в конце концов город его потерял. И даже те 5 процентов капитала, которыми самоуправление еще владело, на прошлой неделе были проданы за в общем-то очень небольшие деньги.
 Ливия Янковска по сути дела начала на заседании думы дискуссию по этому вопросу. Она предлагала сохранить эти 5 процентов за думой, не продавать их. Мотивировала это тем, что стоимость участка земли в Погулянке, на которой стоит санаторий, может в ближайшие годы возрасти многократно. Продав ее тогда, самоуправление действительно неплохо на этом заработает. А сегодня эти 5 процентов составляют всего немногим более 16 тысяч латов. Для самоуправления это просто копейки. Так какой же смысл продавать шикарный кусок земли за гроши? Однако мнение Л.Янковской не разделил вице-мэр  Янис Лачплесис (и, надо полагать, его товарищи по коалиции). Я.Лачплесис считает, что владея лишь 5 процентами капитала в ООО «Waldhof» (которому принадлежит санаторий «Целтниекс»), самоуправление не может повлиять ни на решения владельцев остальных 95 процентов капитала, ни рассчитывать на сколько-нибудь серьезные прибыли. А вот убытки получить вполне реально. Кроме того, вырученная сумма от продажи доли самоуправления – 16100 латов – намного превышает те деньги, на которые в свое время был приобретен этот объект, а именно – 5 тысяч латов. И, наконец, эти 16100 латов будут далеко не лишними в бюджете города. Их можно потратить хотя бы на ремонт дворовых территорий. Так какой смысл «замораживать» свою долю собственности, эти 5 процентов, если дороже чем за 16 тысяч латов ее никогда не продашь. Так считает Я.Лачплесис.

Остались от козлика рожки да ножки

Чтобы читателю стало яснее, что из себя представлял санаторий «Целтниекс», расскажем о нем чуть подробнее. В 80-е годы городской общестроительный трест возглавлял  Алексей Провиденко. Именно тогда и началось строительство оздоровительного центра в Погулянке.
В живописнейшем уголке Погулянки, среди соснового бора открылся оздоровительный комплекс, оснащенный самым современным для того времени лечебно-диагностическим оборудованием. Санаторий включал в себя 14 зданий, в том числе, три спальных корпуса, столовую, спортзал, автономную котельную. Даже прекрасный бассейн и сауны были в распоряжении отдыхающих. На территории санатория была построена 600-метровая артезианская скважина. Говорят, что вода из этой скважины по своим лечебным свойствам превосходит воду из знаменитого Мертвого моря. Более 10 лет работал санаторий, в нем отдохнули, поправили свое здоровье тысячи простых людей, причем не только строителей. Санаторий стал знаменитым на весь Союз, сюда приезжали люди со всех его уголков. А в летние каникулы здесь отдыхали школьники. Возможно, этот санаторий работал бы и по сей день. Но пришли другие времена. Времена свободы для тотальной «прихватизации». Настала очередь «прихватизации» и для общестроительного треста. Трест оказался в руках возникшей словно из небытия фирмы «Вилан».
Рассказывает А.Провиденко: «Я считаю, что «Вилан» был создан именно для того, чтобы, используя имущество треста как залог, получить из банка громадные деньги. В руках «Вилана» оказался и санаторий «Целтниекс». Я убеждал тогдашнее руководство, чтобы этот ценный для города объект самоуправление взяло на свой баланс. Ведь стадион «Строитель» взяли. Но от санатория бывший тогда у руля города А.Видавский отказался. Я предлагал перевести в помещения санатория пансионат для престарелых. Расчетами показал, что это для города очень выгодно. Расходы по содержанию пансионата могли снизиться почти в два раза. Моим доводам не вняли. Вскоре «Вилан» закладывает санаторий некоей фирме «Вист». К тому же, становится ее поручителем, и «Вист» получает в «Алеяс банке» полумиллионный кредит. После чего «Вист» банкротирует, вскоре за ним банкротирует и «Алеяс банка», а эти самые 500 тысяч латов… оказываются в карманах предприимчивых людей. Вот так сработала схема обналичивания кредитов, используя «прихватизацию» треста. Правда, «Алеяс банка» еще успел за выданный кредит забрать себе у «Виста» санаторий. Но судьба санатория была предрешена. После аукциона он попадает в руки самоуправления, причем за смешную цену – всего за 5 тысяч латов. Руководство города говорит о планах восстановления санатория. Потому что к этому времени он уже не работает, постепенно ветшает и разворовывается, что продолжается и поныне. Увы, планы восстановления так и остались планами. Сегодня санатория не существует. Временем и руками людей он частично разрушен, все медицинское оборудование, мебель и т.д. разворовано. Довести этот объект до такого плачевного состояния – это преступление. Но никто за это не ответил».

Роковой долг

Не суждено было надолго оставаться санаторию и в собственности самоуправления: решением думы он за невесть откуда взявшиеся долги передается компании «Балтикумс Дзивиба». Город оставляет за собой лишь 5 процентов капитала. Дума с этими 5 процентами входит в ООО «Waldhof».
Л.Янковска: «Резонный вопрос: а почему надо было отдавать за долги самоуправления именно санаторий «Строитель? Разве нельзя было рассчитаться другой собственностью? В перспективном смысле – менее ценной? Уверена – можно было. Но, скорее всего, такая договоренность была. У «Балтикумса» на санаторий свои виды были, и компания достигла «консенсуса» с руководством думы. Что и было зафиксировано в мировом соглашении. Теперь «Waldhof», а точнее, некая фирма «Baltic Market Research GmbH», зарегистрированная в штате Вайоминг (США), а если точнее, то «наши» люди, стоящие за ней, станет полноправной владелицей санатория и 5 га земли, на которой он стоит. Что она там будет творить – это ее дело. Может, доведет санаторий «до ума», а может, снесет все постройки и распродаст этот ценный участок земли по кускам и втридорога. Достался-то он ей по смешной, кадастровой цене – менее лата за кв.метр».
Кстати, А.Провиденко считает, что санаторный комплекс с землей стоит как минимум 1 миллион латов. Только участок земли по нынешним рыночным ценам стоит не менее 200 тыс. латов. К тому же, и А.Провиденко, и Л.Янковска не сговариваясь, утверждали, что долг самоуправления перед «Балтикумс Дзивиба» можно было оспорить. Вместо этого ему передали по мировому соглашению санаторий «Строитель», который аудиторская фирма оценила в 320 тысяч латов.
В 60-е годы – годы «холодной» войны, когда американцы высадились в Ливане, двинские бабки, не разобрав что к чему, пустили по городу слух: «Американцы уже в Ливанах, а немцы на Форштадте!» Типа, спасайся, кто может!
Сегодня в наш город действительно пришли немцы и успешно работают в нем. А американцы оказались куда ближе – в Погулянке. Хотелось бы надеяться – для блага своего и города. Но становится грустно от того, что этот прекрасный санаторий прекратил свое существование, и город потерял даже то жалкое, что от него осталось. Потерял из-за некомпетентности одних людей, равнодушия других и необузданной корысти третьих. Из-за вседозволенности и беспринципности, которые столь характерны для нашего окаянного времени.

17.05.2005 , 12:29

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий