«Мы идем в атаку…»

Гендиректор LNT опасается усиления политического давления на СМИ

Влияние телевидения на умы и души сограждан не сравнимо ни с чем. Неудивительно, что этим инструментом то и дело норовят воспользоваться политики. 



В интервью Телеграфу гендиректор телекомпании LNT Андрейс ЭКИС высказал опасения, что уже в ближайшее время политические партии могут изменить под себя Закон о телевидении и радиовещании. Он будет добиваться того, чтобы увести частные каналы и радиостанции из-под опеки государства. 


Выбор за зрителем
— Прошли выборы. Национальный совет по радио и телевидению (НСРТ) принимает карательные меры к якобы провинившимся каналам и радиостанциям. На ваш взгляд, не похоже ли это на сведение политических счетов?
— Я думаю, что это не месть. Все дело в неправильном принципе работы, который заложен в саму основу НСРТ. Ведь что получается: совет, управляя и надзирая за государственным телевидением, контролирует и частные телевизионные компании. По сути, сидит на двух стульях. Я не сторонник Журавлева и его партии, но думаю, что как собственник своего радио он вправе говорить в эфире, что хочет. Ведь есть в Латвии такая газета Diena, которая, конечно, в более тонкой форме, но тоже сообщает своим читателям, за кого голосовать, а за кого нет. Но вот эту газету не трогают, а за Журавлева взялись. Хотя оба масс-медиа — частные.
Была интересная ситуация и у нас. Я с самого начала являлся сторонником вступления Латвии в ЕС и НАТО. Перед тем как решалась судьба Латвии в этих организациях, я зашел в наш отдел новостей и сообщил: дорогие мои, мы все за ЕС и НАТО, если кто против, прошу оставить свое мнение при себе. Такова политика канала.
— Но ведь тогда на средство массовой информации можно повесить ярлык политической ангажированности?
— Ну и что? Я считаю, что было бы неплохо, если бы открыто говорили: мол, наш канал за Шлесерса, а наш — за “оранжевых” или Репше… Что же это за демократия, когда “все за всех”, а эфирное время делится поровну. Не нужно решать за слушателя и зрителя. Пускай у нас будет 14 радиостанций, одни заявят: мы за Шкеле, а другие: мы за “зеленых”. И слушатель будет знать, чью станцию он слушает, и, естественно, выбирать.


Сухой закон на ТВ
— Какая же роль в таком случае отводится НСРТ?
— Совет построен по политическому принципу, и когда политикам кажется, что на каком-то канале больше уделяют внимания их конкурентам, то они начинают репрессии. И в этом случае совет просто удобная дубинка. К осени наш канал сделает все возможное, чтобы изменить Закон о телевидении и радиовещании. Мы готовы к серьезной борьбе и будем отстаивать наши интересы как в Конституционном суде, так и в Брюсселе. Наша цель — чтобы НСРТ и политические партии контролировали общественное радио и телевидение, а новая структура, состоящая исключительно из профессионалов, пускай надзирает за коммерческими ТВ и радио. При этом они должны следить только за соблюдением законов, но никак не за политической ориентацией радио и ТВ. Мы сами будем решать, кого нам поддерживать, а ответ станем держать только перед акционерами.
— Оправдали ли себя финансовые ограничения на предвыборную агитацию?
— Тот, кто это придумал, на самом деле “гений”. В итоге все деньги ушли в “серую” зону, а политическая реклама стала более изощренной. Раньше, когда все затраты можно было без проблем легализовать, были известны реальные предвыборные расходы. Теперь же, когда появляются запреты, все стараются что-то придумать, как-то обойти, схитрить.
— Не опасаетесь ли вы, что политики в преддверии выборов в Сейм в очередной раз изменят правила игры?
— Да. Все меняется, и ситуация не так стабильна. Скорее всего, перед выборами в Сейм политики вновь попытаются что-нибудь придумать, чтобы ограничить частные масс-медиа. Именно поэтому мы впервые за время своего существования решили пойти в атаку открыто и добиваться того, чтобы политики имели на нас наименьшее влияние. 


Понимающие акционеры
— Год назад в LNT пришли новые акционеры. Как складываются ваши отношения с владельцем контрольного пакета — компанией Polsat?

LNT очень повезло, что наш собственник находится не где-то в Лондоне, а в близкой и понятной нам Польше. Владелец канала — одна из лидирующих польских компаний Polsat, которая профессионально работает в коммерческом телевидении. Наш акционер понимает, что оперативно управлять и решать проблемы предприятия можно только на месте, и это очень важно. Как только правление находится за границей, можете ставить точку. Но благодаря доверию Polsat нам удалось вывести канал в лидеры рынка. Надеюсь, что Polsat приобретет телевизионные компании в Эстонии и Литве. Как мне известно, у наших акционеров есть такие планы, и тогда мы сможем работать на новом уровне.
— Изменилась ли ваша вещательная политика?
— В 2005 году в мире происходит изменение концепции телевизионного вещания: реалити-шоу заменяют сериалы. Будут большие перемены и в Латвии: американская продукция нашему зрителю надоела. Европейское кино также мало волнует латвийских зрителей, впрочем, здесь исключением могут стать немецкие экранизации женских романов. По-прежнему хорошо смотрятся российские сериалы. Но вот что любопытно: наконец-то латвийский зритель готов к местным сериалам. И это еще один аргумент в пользу того, что управление канала должно происходить на месте. Зритель видит знакомые лица, следит за развитием событий, при этом сохраняется интрига. Учитывая спрос рынка мы готовы к запуску производства собственных сериалов.

12.05.2005 , 10:55

Телеграф


Написать комментарий