Премьер: от декларации не откажемся

Слова российского президента Путина о латвийской декларации к договору о границе, похоже, вогнали нашу политэлиту в состояние ступора. По крайней мере в среду никакой реакции с ее стороны не последовало. И вот в четверг утром в программе LNT «900 секунд» свою точку зрения изложил премьер Айгарс Калвитис.


Надеяться, что Латвия перестанет наконец упрямиться и дезавуирует пристегнутую к договору в одностороннем порядке декларацию, как того потребовала российская сторона, было бы, пожалуй, преждевременно. Но все-таки была некоторая вера в здравый смысл, который, по идее, должен был бы заставить наш истеблишмент призадуматься над тем, куда в конечном счете официальную Ригу может завести ее упорство. Увы, вера оказалась зряшной.

Премьер в телеэфире повторил то, что мы уже от него не раз слышали.

Во-первых, в ходе дальнейших переговоров с Россией о пограничном договоре отказываться от односторонней декларации Латвия не собирается.

Во-вторых, по мнению Калвитиса (в отличие от мнения России), декларация к соседней стране территориальных претензий не выдвигает.

В-третьих, речь в декларации, сказал Калвитис, идет «просто о разъяснении своей истории, о последствиях оккупации». «Это наша интерпретация, латвийская интерпретация того, как мы понимаем подписание этого пограничного договора. Это не составная часть договора. Почему российская сторона ею обеспокоена, мне судить трудно. По-моему, они больше используют этот аргумент, чтобы обострить отношения Балтии и России».

Тут хочется сделать небольшое отступление. Предположим, вы договорились с работодателем о выполнении определенной работы. И вот когда вы уже собрались было поставить свою подпись под трудовым договором, вдруг обнаруживаете к нему приложение, в котором говорится, что, кроме той работы, о которой упоминается в договоре, вы еще должны по ночам мыть полы в офисе. «Это моя такая интерпретация ваших обязанностей», – говорит работодатель. Вы подпишете такой договор?

И в-четвертых, «чтобы мы без проблем подписали этот договор, еще раз хочу подчеркнуть – чтобы его можно было ратифицировать в парламенте Латвии, – российской стороне нужно понять, что у нас эта проблема юридического характера. И нам необходимо разрешить эти проблемы, которые обозначились в связи с Конституцией Латвийской Республики. Думаю, что с таких позиций мы и будем продолжать диалог с российской стороной, будем пытаться разъяснить», – заявил глава латвийского правительства.

Такое упорство латвийской стороны уже привело к тому, что соседи в очередной раз обскакали Латвию – Эстония подписывает пограничный договор 18 мая. Что касается даты подписания договора с Латвией, то, как сказал вчера замминистра иностранных дел России Владимир Чижов, она «предварительно зависает». И выразил сожаление по этому поводу.

Этих слов российского замминистра Калвитис слышать не мог – они были сказаны уже после его телевыступления. Но, видимо, предполагая именно такую реакцию, он сказал, что вопрос о договоре «в большой степени зависит от желания России вообще говорить с нами. И вчерашнее выступление российского президента было очень резким. Оно было направлено против стран Балтии. Не знаю, была ли это просто поза или праздничное настроение, но если столь острая реакция будет продолжаться, то, естественно, переговоры, конструктивные переговоры, будут осложнены».

С премьером можно согласиться, что так российский президент еще никогда не говорил о Латвии. И все-таки, как отметил президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, «по сравнению с теми выражениями, которые позволяют себе лидеры стран Балтии, Путин выглядел предельно дипломатично. А по сравнению с Саакашвили Путин – образец дипломатической выдержанности и интеллигентной риторики». Да и у нас есть Кирштейнс.

Так стоит ли лишний раз раздражать соседа? Он ведь может и совсем разгневаться. И как знать, какой вдруг документ тогда будет извлечен из российских архивов.

Россия, заверни трубу!


«Час» уже сообщал, что российский «Газпром» и германский химический концерн BASF подписали соглашение о строительстве Североевропейского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря в обход Латвии.

Но тут с интересным предложением выступил на днях руководитель «Латвияс газе» Адриан Давис, заявивший, что необходимо «потребовать, чтобы газопровод шел через Латвию», потому что это необходимо для дальнейшего развития экономики Латвии… Вот так, ни больше ни меньше.

По мнению Дависа, подводный газопровод на 30 процентов дороже наземного, и это решение было «политическое, а не экономическое». Поэтому необходимо убедить Европейскую комиссию и инвесторов в том, что он будет слишком дорогим. Оказывается, «Латвияс газе» уже пыталось убедить Россию изменить свое решение, но попытки остались без внимания.

И невольно возникает совершенно резонный вопрос: почему Россия, особенно в свете последних событий, должна заботиться о перспективах развития латвийской экономики? Вопрос, по-моему, даже не требующий ответа…

12.05.2005 , 10:53

chas-daily.com


Написать комментарий