Свой среди нацменьшинств

Борис Цилевич будет курировать их интересы в ПАСЕ

На последней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в конце апреля было принято решение о создании нового подкомитета, который будет заниматься правами нацменьшинств. Возглавил структуру латвийский парламентарий  Борис Цилевич.



Поэтому неудивительно, что первый вопрос, который будет стоять на повестке дня, — это ратификация Рамочной конвенции о защите нацменьшинств.


У Франции тоже проблемы
Как рассказал Телеграфу Борис Цилевич, его подкомитет сам не может принимать решения о том, какие доклады должны звучать на ПАСЕ, и назначать докладчиков. В этих вопросах он является просто вспомогательным органом для Комитета по юридическим вопросам и правам человека. Но по стечению обстоятельств именно сейчас подкомитет по правам нацменьшинств организует парламентские слушания по докладу о ратификации в разных странах Рамочной конвенции. И именно Цилевич будет докладчиком о ситуации в Латвии и не только.
“Наша цель — выяснить причины, почему ратификация в том или ином государстве задерживается”, — сказал Цилевич.
“Мы хотим, чтобы конвенция стала универсальным документом, действующим во всех странах Совета Европы”, — пояснил Цилевич, отметив, что кроме Латвии проблемы с ратификацией есть и в такие государствах, как Франция, Турция и Греция, утверждающих, что у них по конституции нет нацменьшинств.
Говоря об универсализме самой конвенции, Цилевич отрицает вероятность появления в скором времени универсального термина, кто же такие нацменьшинства в глобальном контексте. Ведь, как известно, Латвия выдвинула свою версию сего определения — это граждане Латвии, имеющие многолетнюю культурно-историческую связь с Латвией.
“Попытки согласовать какое-то определение меньшинства предпринимались с начала 1950-х годов на уровне ООН и Совета Европы. Но деятельность рабочей группы была прекращена, поскольку стало понятно, что к единому мнению прийти не удастся. Поэтому сегодня Комитетом министров Совета Европы принят такой принцип: каждое государство может вводить свои определения, но они не могут быть произвольными и ни в коем случае — дискриминационными”, — пояснил Цилевич.


Психотерапия для националистов
Латвийский проект отнюдь нельзя считать недискриминационным по отношению к негражданам, среди которых много нацменьшинств в общепринятом понимании этого слова. “Однако это не более чем психотерапия для националистов. Поскольку реализовать эти идеи абсолютно невозможно. И в Эстонии, откуда наши переняли содержание документа, признают: фактически никакого реального применения его формулировки не имеют”, — уверен парламентарий.
Почему же такие определения все же появляются? Цилевич тут видит две причины. Одна — чисто практическая, ибо несмотря на высказывания, что Латвия опережает Европу в области защиты прав нацменьшинств, сами члены правительства понимают: латвийское законодательство содержит несколько очень серьезных противоречий Рамочной конвенции. Особенно бросается в глаза то, что исключается использование языков меньшинств в общении с органами власти в тех местах, где они проживают исторически и в значительном количестве. По своей сути не стыкуется с конвенцией и реформа образования в школах нацменьшинств, и написание имен и фамилий.
“А через год нам придется представлять доклад об исполнении конвенции, и лживость нашей пропаганды станет известна всем”, — считает Цилевич. Вторая причина — концептуальная: у нас государство не доверяет нацменьшинствам. Дескать все, что идет на пользу меньшинствам, делается во вред коренной нации. “Все националисты используют именно эту карту”, — утверждает Цилевич, добавляя, что текст конвенции — лишь политическая игра, которую разыгрывают перед своим электоратом правящие партии.
Кстати, вполне вероятно, что Латвию может ожидать новый мониторинг ПАСЕ.
Сейчас наше государство хоть и находится в постмониторинговом периоде, но никогда не поздно начать все сначала, тем более что уже есть тревожные сигналы и нынешней осенью сюда приедет председатель этой организации.

11.05.2005 , 10:44

Телеграф


Написать комментарий