С войной покончили мы счеты

У памятника Освободителям собрались тысячи людей, чтобы отметить 60-летие разгрома фашизма

Такого в Риге не было давно. Конечно, День Победы до сих пор отмечали исправно и от всей души, но тут — нечто особенное. Сразу за Каменным мостом — колоссальная пробка: там, около парка Победы Дорожная полиция регулировала движение, отдавая преимущество пешеходам. Вереница идущих начиналась практически от ул. Слокас. Люди с цветами в руках (кто-то приехал с ними сюда, кто-то купил прямо на остановке, так как сметливые торговцы с тюльпанами и нарциссами расположились поближе к празднику) двигались медленно — много стариков, быстрее идти они не могут.



Каша для электората
У самого памятника — концерт для ветеранов. Детский хор исполнял песни военного и послевоенного времени, играл ансамбль народных инструментов, выступали певцы-солисты. Не обошлось, конечно, без политиков. Татьяна Жданок осудила государственных мужей, которые охотно посещают мероприятия, посвященные легионерам, но вот уже 15 лет игнорируют 9 Мая. А Юрий Журавлев со товарищи устроил раздачу гречневой каши с полевой кухни, за которой выстроилась внушительная очередь. Возложить цветы к памятнику прибыли также послы России Виктор Калюжный, Узбекистана Кобилжон Назаров, временный поверенный Республики Беларусь Валерий Довгань. Тут же в толпе ветеранов Телеграф заметил и заместителя посла США Ричарда Норланда.


Водка без воблы и частушек
Нельзя сказать, что все присутствующие очень внимательно следили за происходящим на сцене. Основное празднество разворачивалось в стороне от официальной программы. Собравшиеся разбились по группам — некоторые пришли сюда с родственниками, некоторые знакомились тут же, на месте, — и шли к скамеечкам, чтобы по традиции поднять фронтовых сто граммов. Конечно, многие принесли с собой водку. Даже газетки кое-кто прихватил — чтобы было на чем разложить закусочку. А вот воблы не было. Огурчики, помидоры, колбаска, даже салаты, принесенные из дома. И ни единой воблы. Пели песни, но опять же не частушки, как пророчила в свое время президент Латвии, а песни военных лет, которые были с ними под Москвой, в блокадном Ленинграде, во время освобождения Риги, Варшавы и с которыми восстанавливали страну после войны.


Похолодало?
Кстати, вот одно наблюдение. Практически все ветераны приходили к памятнику, плотно завернутые в плащи. Это можно было бы списать на погоду — все-таки май выдался холодным. Но почему-то, оказываясь среди “своих”, старики снимали верхнюю одежду, а под ней обнаруживались увешанные орденами и медалями потертые пиджаки или даже мундиры. Старик, у которого на груди красуются две медали “За отвагу” (а их давали в основном тем, кто остался жив “по ошибке”, по счастливому стечению обстоятельств), принял от подбежавшей девочки цветы… Он чуть не плачет. “Спасибо, — говорит, — за память”. Своему товарищу пожаловался: “Мне тут предложили сто граммов, а нельзя. Такая незадача!” Другой ветеран рассказал Телеграфу, что во время боев на территории Латвии получил два тяжелых ранения. Сейчас же он, по его признанию, живет на нищенскую пенсию и уже не знает — то ли он победитель, то ли оккупант.


Фронтовая дискотека
Какой-то веселый аккордеонист устроил небольшой компании настоящий праздник. "Старинный вальс “Осенний сон”, пожилые люди разбиваются на пары и пытаются вальсировать. Впрочем, молодых людей у памятника Освободителям было не меньше, чем стариков. Подъезжали на “бумерах”, “джипах”, “мерседесах”, дарили цветы ветеранам, клали букеты к подножию монумента и, немного постояв, возвращались к своим делам. “Вы вот только что поздравили человека, вы его родственник?” — спрашиваю одного. “Да нет, — говорит мужчина лет тридцати. — Но он воевал, это его праздник. И мой праздник — в нашей семье его всегда отмечали и будут отмечать”.

10.05.2005 , 11:06

Телеграф


Написать комментарий