Нет победы своей и чужой

В Первопрестольной прошли мероприятия, посвященные 9 Мая

Утром 9 Мая в Москве шел дождь. К началу военного парада на Красной площади дождевые тучи разогнали самолеты ВВС, но “влажное” настроение осталось: плакали ветераны Второй мировой, слезы наворачивались на глаза официальных гостей, приехавших в столицу России, чтобы отметить великий праздник и почтить память погибших солдат.



Президент России Владимир Путин с супругой Людмилой вышли встречать коллег из других стран к главному подъезду 14-го корпуса Кремля около 9 часов утра. Приветствие каждого гостя с официальной фотосъемкой занимало примерно одну минуту. Поскольку в Москву в эти дни прибыло 53 действующих и три бывших главы государств, президентская чета встречала приглашенных почти час.
Владимир и Людмила Путины улыбались и жали руки всем гостям, но наиболее теплого приема удостоились Джордж и Лора Буш, которые накануне гостили в Новоогарево в резиденции Путина, и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.


Президента Латвии “замолчали”
Президента Латвии Вайру Вике-Фрейбергу с супругом Имантом Фрейбергсом Путин встретил радушно, как и подобает хозяину дома. Глава Латвийского государства сказала пару фраз, на которые Путин учтиво улыбнулся, после чего президенты обеих стран замерли на секунду перед официальным фотографом. Ощущения напряженности от встречи Путина и Вике-Фрейберги не возникло, но неприятный конфуз произошел в прямой трансляции с мероприятия на канале РТР. Ведущие эфира, которые для каждого гостя находили несколько слов — теплых или просто информационных, когда сообщалось, президент какой страны подходит к Путину, — онемели в тот момент, когда на ковровую дорожку взошла президент Латвии с супругом. Сначала дикторы замолчали, а потом скороговоркой стали произносить: “Новые гости подходят к Владимиру и Людмиле Путиным”, так и не назвав имен “новых гостей”. Неловкую заминку попытались скрасить рассказом об орденах, но передумали и стали представлять генерал-губернатора Новой Зеландии Сильвию Картрайт с супругом, которые в тот момент еще не появились в кадре. В момент произнесения этих слов показывали, как супруги Путины и Вайра Вике-Фрейберга с мужем подтянулись и улыбнулись для протокольного фото.
Поэтому зрители могли подумать, что хозяева встречают представителей Новой Зеландии, а не Латвии. Учитывая, что г-жа Вике-Фрейберга была в очень элегантной, но широкополой шляпе, ее лица могли и не разглядеть. Вряд ли ведущие прямого эфира не узнали президента Латвии, вероятнее всего, такова была разнарядка (РТР является официальным телеканалом, освещающим празднование 60-летия Победы): плохо говорить не хотелось, потому решили просто промолчать. Что и понятно после неоднократных заявлений Вайры Вике-Фрейберги о том, что 9 Мая для Латвии стало не праздником освобождения, а очередной оккупацией. Хотя очень жаль, поскольку президент Латвии была в самом элегантном и эффектном наряде.


День примирения
Впрочем, Парад Победы, который по традиции открыла рота барабанщиков Московского военно-музыкального училища, затмил неприятные накладки, включая таинственное отсутствие на мероприятии президента Белоруссии Александра Лукашенко.
Владимир Путин обратился ко всем присутствующим с речью, в которой отметил, что Россия никогда не делила Победу на свою и чужую и всегда будет помнить помощь союзников и чтить всех европейцев, оказавших сопротивление нацизму.
После военного парада президенты 53 государств вместе с супругами отправились к могиле Неизвестного солдата, чтобы возложить по две красные гвоздики. В первых рядах плечом к плечу шагали Владимир и Людмила Путины, Джордж и Лора Буш, канцлер Германии Герхард Шредер с супругой и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Столько силы, мощи и символики было в том, что главы государств, которые не всегда жили мирно, а сейчас исповедуют разные экономические и политические интересы, шли почти прижавшись друг к другу, чтобы поклониться тем, кто отдал свою жизнь ради жизни других поколений и остался безымянным в истории Второй мировой войны.


Привет от Фиронова
Торжественность момента ощущалась во всем, но более всего трогали лица ветеранов, одетых в парадные мундиры, со всеми знаками отличия, медалями и орденами. С одним из них, Георгием Федоровичем Фироновым, Телеграфу удалось пообщаться накануне. Каково же было наше удивление, когда Георгий Федорович, узнав, что мы из Латвии, очень четко выговорил: "Labvakar! Uzman

10.05.2005 , 11:05

Телеграф


Написать комментарий