Поле брани

Государственный праздник омрачился скандалом на национальной почве
Торжества у памятника свободы в честь 15-й годовщины провозглашения Декларации о независимости Латвии наглядно продемонстрировали раскол латвийского общества. Во время мероприятия произошла потасовка. Шесть человек оказались задержаны полицией. А грубая перебранка между русскими и латышами показала, что шовинистские и экстремистские настроения в стране возродились с новой силой.

 



Скованные двумя цепями
Такого количества полицейских в одном месте Рига не видела давно. Они стояли плотным оцеплением вокруг памятника свободы. Но если обычно стражи порядка в кордоне стоят свободно, то тут они образовали настоящую цепь — плечо к плечу. Не то что человек — мышь не проскочит. Вдоль этого живого ограждения стояли лояльные граждане — папы-мамы с нарядными детьми, держащими в руках бумажные флажки Латвии, Литвы и Эстонии, чистенькие старушки, аккуратно и бедно одетые старики. Патриотическая молодежь тоже была, но в меньшинстве, в основном это суровые ребята в кожаных куртках и высоких армейских ботинках.
Вторая цепь выстроилась чуть поодаль, на дорожке у городского канала — на головах у них красовались повязки с надписью Alien и одеты они были в полосатые робы узников концлагерей. Среди них тоже были люди разного возраста и даже дети. Немало было и знакомых лиц из штаба защиты русских школ. Именно их представитель Дмитрий Катемиров подавал в Рижскую думу заявку на проведение пикета у памятника Свободы и получил отказ. Тем не менее организаторы решили собраться и публично выразить свое отношение к проблеме безгражданства и нарушениям прав человека в Латвии.


“Езжайте в свою Москву”
Поначалу все было довольно спокойно. Протестующие стояли в своем углу с плакатами, а пришедшие на праздник делали вид, что ничего не происходит. Лица обращены к памятнику свободы, спины — к пикету. Лишь иногда лояльные граждане поворачивались к полосатой толпе, смотрели с укоризной и вновь обращались к созерцанию политической элиты, пришедшей возложить к монументу цветы и поздравить народ с памятной датой.
Впрочем, благодушия у них хватило ненадолго, люди начали закипать. Три женщины среднего возраста громко обсуждали “негодяев в робах”. “Как они посмели? Это же антигосударственно!” — кричала одна. “Да-да, — согласилась другая, — нечего им делать в Латвии”. А тут им как раз подвернулся другой “враг народа” — корреспондент Телеграфа. “Вам не стыдно за своих соплеменников?” — спросила одна из этой троицы. Получив отрицательный ответ, она тут же предложила: “Давайте, езжайте отсюда. Через Зилупе — в свою Москву”. А ее приятельница глубокомысленно заметила: эти “русские и жиды совсем обнаглели”.
Вообще слово “жид” из уст лояльных граждан звучало чуть ли не чаще, чем krievs и okupants. Так, белоруса по паспорту, фотографа Телеграфа в лицо назвали жидовской мордой и едва не разбили камеру. А депутату Сейма Борису Цилевичу выразили сожаление, что еще в сороковых годах в Бикерниекском лесу не покончили с этим “гадским племенем”. Другой благообразный старичок допытывался у коллеги: почему, ну почему жиды управляют русскими? Плинер, Жданок, Цилевич — ну куда это годится?! Другой пожилой господин подошел к оператору с Первого Балтийского канала, спросил: “Вы из Москвы?” И не дождавшись ответа, посоветовал: “Уезжайте отсюда”. А чуть ранее коллега-латыш с LTV-1 рассказал, что его тоже назвали русским оккупантом и предложили валить отсюда в свою Россию.


“Потому что ты — русский”
Пожилая женщина вступила в спор с молодым русским активистом, который на беду прекрасно владел латышским. “Чего вы требуете? Почему вы так ненавидите нашу страну?” — спросила дама. Юноша объяснил, что ненависти к стране вовсе нет, но есть проблема фиолетовых паспортов и масса других вытекающих из нее безобразий. “Я родился в Латвии, — объяснял он, — знаю латышский язык. Почему мне не дают гражданство сразу?” На голубом глазу женщина ответила: “Потому что ты русский”.
Полосатые пикетчики начали скандировать “позор” и “лицемеры”. Залетевшие на “ту сторону” шарики с надписями Alien немедленно растаптывались. Старики яростно прыгали на них и долго танцевали на белых и серых тряпочках. Молодые штабисты хотели втереться в общую массу собравшихся, но их тут же выталкивали и наверняка поколотили бы, не подоспей вовремя полиция.


Полиция сработала на славу
Напряжение в толпе нарастало, некоторые циники предлагали делать ставки — будет драка или нет. И она едва не вспыхнула. Группа в робах двинулась к памятнику, чтобы возложить фиолетовые тюльпаны, перевязанные траурными лентами. Молодые латышские скинхеды отреагировали немедленно, кто-то даже успел обменяться ударами. Но стражи порядка оказались расторопнее и уняли драчунов. Одного из “протестантов” полиции пришлось буквально вырывать из рук кипевших гневом граждан.
Правоохранительные органы, смекнув, что дольше ждать нельзя, сцепились за руки и начали оттеснять пикетчиков в сторону канала. Им через спину кричали “оккупанты!” и brauc prom! После драматичной кульминации наступил довольно быстрый и спокойный финал. Участники митинга организованно двинулись в сторону Верманского парка, и только отдельные молодые люди пытались их спровоцировать обидными выкриками в адрес русских. Вот так и “отметили” день провозглашения Декларации о независимости!




Очная ставка


Министр МВД Эрик Екабсонс о пикетчиках:
— Эти люди проявили неуважение к президенту и правительству страны. Во всем их поведении отражается ненависть к латвийскому государству.


Борис ЦилевиЧ, депутат Сейма от ПНС:
— То, что произошло у памятника свободы, напомнило о событиях пятнадцатилетней давности. Когда такое происходит в период революции, это еще можно понять. Но сейчас политики получили ясный сигнал, что в обществе есть большие проблемы. А высказывание Екабсонса об “экстремистах” лишь говорит о его уровне. Он получает за счет этих людей зарплату, многие из них голосовали за независимость Латвии. А он, вместо того чтобы разобраться в проблеме, предпочитает “совковую” риторику.


Фото Андрея БОГОМЬИ






09.05.2005 , 11:22

Телеграф


Написать комментарий