Буш в окошке

Никто так не радуется свету, как жители маленькой страны на берегу Балтийского моря. Особенно если свет приходит не с Востока, как обычно, а с Запада.


Свет с Востока для всех. Это обычный свет широкого употребления, доступный как для избранных, так и для простонародья. Свет с Востока обогревает всех. И тех, кто платит за отопление, и тех, кто его продает. Особенно неприятно то, что свет с Востока потребляется не только своими, говорящими latviski без акцента, но и чужими. Чужими даже в несколько большей степени, чем хотелось бы.

Свет с Запада совсем другого рода. Свет с Запада – это честь и особая привилегия. Свет с Запада получают по спецпропускам. Свет с Запада – это политический капитал, заставляющий прижаться к тебе соседей с юга и севера.

Из него куется оружие, с которым не так страшно выйти навстречу свету с Востока. Так, во всяком случае, думало руководство нашей страны, когда готовилось к приезду американского президента. Тот, кто внимательно следил за ходом визита Джорджа Буша в Латвию, мог заметить, что в лице хозяина Белого дома Ригу посетил не просто глава сверхдержавы. К нам приехал мессия, одного слова которого, казалось, было бы достаточно, чтобы сокрушить сонмище врагов, толпящихся у восточных и юго-восточных рубежей Латвии.

Атис Леиньш, директор Института внешней политики, так и заявил:

«Приезд Буша – это удар по голове России». Слова «Соединенные Штаты на нашей стороне в споре (почему не войне? – А. М. ) с Россией» слетали с языка государственных лиц и комментаторов не реже, чем имя американского президента. Надо было видеть, как торжествовали эти самые комментаторы, когда Джордж Буш произносил слово «оккупация», как они, не сговариваясь, бросились подсчитывать, сколько же раз господин президент произнес заветное слово. И как они замирали в ожидании, что скажет Буш о проблеме национальных меньшинств.

К счастью для национальных меньшинств, свет, откуда бы он ни исходил, всепроникающ. Власти предержащие очень надеялись, что из уважения к своим верным союзникам Джордж Буш ограничится выражением поддержки им в вопросе трактовки исторических событий 60-летней давности и не станет говорить о соблюдении прав национальных меньшинств.

Однако радость принимающей стороны была серьезно омрачена определенностью позиций американского президента в этом вопросе. И если официальные лица еще крепились, то неофициальные, вроде Карлиса Стрейпса, открыто предались отчаянию, после того как историческая речь президента была оглашена в стенах Малой гильдии.

Своим визитом Джордж Буш внес неоценимый вклад в движение русскоязычного меньшинства Латвии. Президент Соединенных Штатов недвусмысленно дал понять, что только внутреннее единство может обеспечить выполнение Латвией своего союзнического долга в деле распространения демократии. А для достижения этого единства Латвии следует учитывать интересы национальных меньшинств. Латвия должна разрешить существующие противоречия, так же как это в свое время сделали Соединенные Штаты. Меньшинства должны участвовать в строительстве будущего своей страны. Действовать во благо своей страны – не только право, но и обязанность каждого.

При этом Джордж Буш ни слова не сказал о том, что монопольное право определять, что есть для страны благо, принадлежит тому узкому кругу лиц, что были приглашены послушать его речь.

Буш улетел в Нидерланды. Потом отправится в Москву и в Тбилиси. У него своя программа, своя политика. У многих она вызывает законное возмущение. Но нам с вами Буш друг. Нам нельзя было подходить к окнам, чтобы поприветствовать его. Он заглянул в наши окна сам. Сделал он это вопреки усилиям официальной латвийской дипломатии.

Так скажем ему за это спасибо!

09.05.2005 , 11:19

chas-daily.com


Написать комментарий