Чеканя шаг по Красной площади

Мог ли ветеран Великой Отечественной войны, участник парада Победы 1945 года, кавалер двух орденов Славы Петр Привалихин подумать, что спустя 60 лет после этого исторического события он в ряду товарищей по оружию в торжественном строю снова прошагает по Красной площади


Высокая честь

На прошлой неделе в генконсульстве России в Даугавпилсе состялось вручение бывшим фронтовикам юбилейных медалей “60 лет Победы в Великой Отечественной войне”. По информации генконсула Валерия Тузова, в консульском округе насчитывается около 3 тысяч ветеранов, представленных к награждению, в Даугавпилсе и районе — порядка 1800 человек. Состоялось вручение медалей также в Прейли, Балви, Краславе, Лудзе, Резекне и районах. Из-за болезни многих ветеранов работники консульства выезжают на дом.


В первой группе награжденных в генконсульстве находился кавалер орденов Славы 2-ой и 3-ей степени, фронтовой артиллерист Петр Привалихин, которого ждет еще участие 9 мая в Параде Победы в Москве, куда он, единственный из Даугавпилса, вместе с четырьмя ветеранами из других регионов Латвии отправляется в составе делегации, возглавляемой отставным генералом танковых войск рижанином Фридрихом Сегалем.

Дневник, пропахший прохом

Эта книжица красного цвета, поначалу заполненная карандашом (по другому было нельзя), а затем буквы были обведены чернилами, достойна музея. На первой странице написано: “Если я погибну, то пусть это будет память обо мне”. Первые строки сделаны 8 июня 1941 года, последние — в марте 1946 года, после демобилизации сержанта Привалихина из армии.

В дневнике бывшего командира орудия 198 легко-артиллерийского полка 42 Полтавской Краснознаменной бригады 130 артиллерийской дивизии резерва главного командования отражена не только летопись боевого пути, но даже начертан маршрут движения по населенным пунктам и фронтовым дорогам — всего 4500 км от села Гороховец, расположенного в глубинке России, до Праги.

Сержант подсчитал, что его 76-миллиметровая пушка за время сражений сделала 3448 выстрелов. Два орудия были разбиты вдребезги, погибло несколько боевых расчетов, а вот артиллерист Привалихин к своему собственному удивления остался жив. Дневник в случае гибели он завещал своему племяннику. И был близок солдат к смерти, когда однажды осколком снаряда с его головы снесло пилотку, а другой кусок металла застрял в сумке с фронтовыми письмами.

Есть в дневнике такие записи, сделанные в 1944 году: “1 января. В ночь бежал из госпиталя в свою часть. Встретили товарищи хорошо. Выжил.”, “12 февраля. Загораем. Продукты закончились.”, “13 февраля. Продуктов нет с января. Украли лошадь в селе.”, “16 февраля. Питаемся одним лошадиным мясом. Пурга, снег.”, “10 мая. Узнал, что мой брат Борис Привалихин погиб в боях за родину 25 августа под Харьковым.”

Почему не полный кавалер?

Первую степень Петр Привалихин не получил из-за своей строптивости, которая могла стоить ему жизни. По приказу командира провинившийся сержант несколько дней копал себе могилу. Но все закончилось тем, что командир порвал перед строем представление П. Привалихина к награждению Ордена славы 1-ой степени.

В его боевом списке — участие в Корсунь-Шевченковской и Яссо-Кишеневской операциях, в сражениях на Сандомирском плацдарме, Курской дуге, под Орлом, Белгородом, Ленинградом, Полтавой, Кременчугом, Харьковом, форсирование Днепра. Он воевал в составе Северо-Западного, Степного, 2-го, 3-го, 4-го Украинских фронтов, Войну закончил на границе Чехославакии с Верхней Силезией. Награжден многими орденами и медалями, был ранен.

… До войны Петр Привалихин работал в Красноярской начальной школе с глухонемыми детьми. Поэтому очень хотел стать лором. Но из-за досрочного призыва в армию о профессии врача пришлось забыть: “Никогда не думал, что придется не лечить, а убивать людей”.

Герои были нарасхват

Знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года П. Привалихин помнит хорошо, несмотря на то, что с тех пор прошло много лет: бой курантов, трибуна мавзолея со Сталиным, членами правительства и военноначальниками, полководцы Жуков и Василевский — на белых лошадях, фашистские штандарты, брошенные к подножию мавзолея. И, конечно же, сам Парад.

Сержант Привалихин чеканил шаг в составе сводного полка 4-го Украинского фронта, которым командовал маршал Толбухин. Причем Петру досталось самое почетное место в “коробке” — он был правофланговым первой шеренги. То есть все должны были равняться на него. Сам же сержант по закону строя голову в сторону мавзолея поворачивать не мог, кося глазами на трибуну мавзолея. Впереди строя со знаменем Победы шли водрузившие его нед рейхстагом Герои Советского Союза Егоров и Кантария. Моросил мелкий дождь.

После того, как участники Парада завершали торжественное шествие, они сразу же попадали в объятия московских девушек. Петр Иванович вспоминает, что его под опеку взяли сразу две красавицы. Три дня увольнения он с подругами гулял по Москве, любовался салютом и достопримечательностями. “Девушки нас кормили, ухаживали, почти на руках носили.” — вспоминает ветеран. После возвращения в часть он вел с москвичками переписку, прервавшуюся после того, как встретил свою настоящую любовь, с которой в мире и согласии прожил полвека. Не так давно супруга Петра Ивановича ушла из жизни.

… Во время поездки в Москву ветеран хочет поклониться городу-герою, Красной площади и могиле Неизвестного Солдата. А самое главное, встретиться с товарищами по оружию. И обязательно помянуть тех, кого нет в живых. “Такое не забывается!” — говорит Петр Привалихин. И смахивает слезу…

07.05.2005 , 15:55

Анатолий Крылов


Написать комментарий