Верные латышские гитлеровцы 1

«Почтим память борцов за свободу!» - 7 марта призывала крупнейшая латышская газета «Латвияс авизе». Речь шла о 16марта, когда собираются ветераны Латышского добровольческого легиона СС. В Латвии этот день неофициальный, но вполне реальный праздник. Был и официальным, но под давлением международной общественности пришлось отменить. Так за что же сражались легионеры?


Если бы не «подвиги» латышского легиона СС, Вторая мировая война могла бы закончиться минимум на полгода раньше


«Экспортная» версия о двух оккупациях и борьба «истинных патриотов» против обоих оккупантов не только не подтверждается, но и опровергается фактами. В латышских СМИ и школах открыто прославляются подвиги Латышского добровольческого легиона СС. В то время как воевавшие на противоположной стороне граждане Латвийской Республики либо преданы забвению, либо порицаются. Бывших в советских лагерях легионеров считают политрепрессированными, а прошедших через гитлеровские лагеря советских военнопленных, даже если они граждане Латвии, игнорируют.

Люди, боровшиеся за свободную Латвию, вроде Константина Чаксте и его единомышленников или моряков, участвовавших в войне на стороне антигитлеровской коалиции под латвийским флагом, не только забыты, но даже и осмеяны. Правящие не позволили установить даже на частные средства памятник Чаксте. Хотя на мемориал легионерам СС в Лестене деньги у государства нашлись.

А латышских неонацистов, в 1997 году пытавшихся взорвать в Риге памятник Победы, возведенный в честь воинов антигитлеровской коалиции, Рижский окружной суд в январе 2001 года освободил от уплаты 20 тысяч латов за нанесенный ущерб, а также сократил им сроки наказания. За одним из террористов – Янисом Лигерисом, суд даже признал право на компенсацию за «необоснованно проведенные в заключении два года и восемь месяцев»… Постоянным подстрекательством против этого памятника занимаются правящие политики и поддерживающие их СМИ, величающие его не иначе как «монстр». Так что нетрудно определить, на чьей стороне симпатии правящих.

За продление бойни


Латышам пытаются внушить, что легионеры сражались за свободу Латвии. Но единственным «аргументом» в пользу такой версии является… строчка из шлягера тех лет. Конечно, есть еще послевоенные воспоминания легионеров. Но их нельзя принимать как серьезное доказательство, так как писаны они для того, чтобы оправдать себя в глазах бывших союзников Советского Союза, которые к нацистам относились «без понимания особенностей истории Латвии».

Командовали легионом немецкие эсэсовские генералы. Они выполняли задачи, поставленные Гитлером. А «свободная Латвии» как конечная цель не значилась в планах СС и Гитлера. Более того, сражались легионеры даже тогда, когда воевать стало не только бессмысленно, но и опасно для выживания латышского народа.

Во второй половине 1944 года у союзников по антигитлеровской коалиции был шанс завершить войну еще до Рождества. Это произошло после того, как летом 1944 года англо-американским силам удалось разгромить немецкую группировку около Фалеза, а в Белоруссии разгромом нацистской группы армий «Центр» закончилась операция «Багратион».

Однако надежды на быстрое завершение кровопролития в Европе не сбылись. Осенью 1944 года союзники потерпели серьезные неудачи. В сентябре провалилась операция «Маркет-Гарден» – англо-американские силы не смогли обойти с севера сильно укрепленную нацистскую линию «Зигфрида», в 30-х годах возведенную напротив французской линии «Мажино». Поэтому союзникам пришлось штурмовать ее лоб в лоб, что принесло огромные потери – людей и времени.

На втором антигитлеровском фронте у советских войск был шанс окружить под Ригой и принудить к капитуляции нацистскую группу армий «Север». Это существенно ускорило бы завершение войны. Не исключено, что при успехе союзников под Ригой и при обходе линии «Зигфрида» Германия капитулировала бы уже осенью 1944 года. Ведь ее положение стало бы безнадежным – потеряна «кузница рейха» Рур, запасы оружия групп «Центр» и «Север», лучшие дивизии. И не пострадали бы миллионы людей с обеих сторон, не были бы разрушены города, до которых еще не докатилась война.

Но у Риги успеха достичь не удалось – нацисты вырвались из котла и отвели силы на запад Латвии, откуда было возможно поддерживать связь морем. Таким образом Гитлер получил средства, чтобы залатать дыры на берлинском направлении и укрепить линию «Зигфрида» – только от группы «Север» получил более 300тысяч ветеранов, в том числе и 26 тысяч латышей из 15-й дивизии СС, и большое количество оружия. И Рур продолжать ковать оружие для нацистов…

При чем тут легионеры, спросите вы. Их же было всего две дивизии! Ну три – была еще эстонская 20-я дивизия СС. Но, во-первых, и англо-американская операция «Маркет-Гарден» провалилась потому, что на главном направлении неожиданно оказались «всего лишь» две дивизии СС.

Во-вторых, каждая латышско-эстонская дивизия СС по численности превосходила советский корпус того времени. И, в-третьих, если верить… тем, кто сегодня глорифицирует подвиги легионеров СС, то это они спасли группу армий «Север». Так что на них лежит существенная часть вины за то, что бессмысленная бойня в Европе продолжалась еще полгода.

За Гитлера до конца


Латышей убеждают, что легионеры сражались исключительно для их блага. Но и эта версия не выдерживает критики.

На самом деле упорство легионеров нанесло существенный вред латышской нации. Они лишь способствовали выполнению распоряжения рейхсминистра по восточным территориям Альфреда Розенберга от 18 февраля 1944 года, по которому «все латыши и эстонцы должны быть убраны» из Балтии.

Всего удалось «убрать» около 200 тысяч латышей. Формально это считалось добровольным мероприятием. Вот что пишет историк из Швеции латышского происхождения Карлис Кангерис: «Эта «вербовка» происходила приемами, часто напоминавшими большевистские депортации: ночью вваливались вооруженные шуцманы и арестовывали намеченное на трудовую повинность (по сути, на рабский труд. – Л. Ф .) лицо». Сейчас всех этих людей объявляют «спасенными от большевиков» и записывают в счет «жертв большевистского террора». Столь же логично объявить депортированных Сталиным в 1941 году латвийских евреев «спасенными от нацистов жертвами гитлеровского террора».

Если бы нацистам удалось «спасти», как они надеялись, всех латышей, то сегодня Латвии просто не было бы. Сталин получил бы пустую территорию и заселил бы ее жителями из других частей Советского Союза. Между прочим, именно огромные потери населения в ходе нацистского «спасения латышей» и Холокоста привели к послевоенному наплыву рабочей силы из других регионов СССР. Такова истинная цена подвигов легионеров.

Но и это не все, что легионеры сделали на благо Гитлера, хотя война была очевидно проиграна. Переброшенная в Померанию 19-я латышская дивизия СС и 20-я эстонская дивизия СС отчаянно сражались в февралеапреле 1944 года (уже под прямым руководством шефа СС Генриха Гиммлера), чтобы задержать продвижение войск антигитлеровской коалиции к Берлину. 19-я дивизия дралась так отчаянно, что теряла почти половину состава и была расформирована. Но ее усилиями война была продлена еще на несколько месяцев – не позволив начать наступление на Берлин еще в марте.

Сражались латышские легионеры, обороняя Гитлера, и в Берлине. Правда, частями не более полка, так как от 19-й дивизии после битв в Померании мало что осталось. Но и там бились отчаянно!

Воины Советской армии вспоминают, что здание Главного управления государственной безопасности, в которую входили СД и гестапо, обороняли особо отчаянные гитлеровские фанатики. То были не немецкие фашисты, а латышские легионеры 15-го батальона 19-й дивизии СС. Его остатки потом отошли к зданию министерства авиации и прорывались из Берлина вместе с партайгеноссе Мартином Борманом…

Не соответствует действительности и утверждение, что легионеры сражались лишь против «русских оккупантов» – они били всех подряд. Воевали и против латышских и эстонских частей Советской армии, на их счету тысячи жизней солдат Войска польского в ходе померанской операции. Бомбили они и англо-американские силы в составе легиона ночных бомбардировщиков «Латвия». Участвовали в карательных операциях.

Последнее старательно отрицается латвийскими властями. Но власти Латвии не стыдятся упрекать тогдашнее англо-американского руководство в том, что оно не стало защищать интересы Латвии на Ялтинской и Потсдамской конференции. В самом деле, с какой стати защищать тех, кто так яростно сражался против них?

Но хоть изредка, но даже у официозных историков иногда прорывается истина. Вроде изречений профессора истории и нынешнего активного деятеля Музея оккупации Генриха Строда: «Ни в нашей прессе, ни в литературе не пишут о так называемых расстрелах без суда активистов (советских. – Л.Ф .) летом 1941 года. Число расстрелянных было около 7 тысяч человек. Почему современники и прочие молчат о нарушениях латышей против гражданского населения в Белоруссии и других местах? Почему латышские летчики, которые тогда бомбили Францию, получают орден Трех звезд?» («Лауку авизе», 30 мая 2000 года). Полагаю, что сегодня профессор сожалеет о своем тогдашнем откровении, но его вопросы так и остались без ответа.

Процитирую запись из дневника простого американского солдата, сделанную им при вхождении в 1944 году в освобожденный Париж: «Нас переполняли чувства. Но мы отметили это тихо и скромно, помня о павших товарищах. Мертвые не хотели бы, чтобы мы ликовали громко».

Этот солдат погиб весной 1945-го…

06.05.2005 , 10:25

chas-daily.com


Написать комментарий

Heil SS!Heil!