Латвийский посол объяснил в Москве, в чем сила

Приступивший к своим обязанностям посла Латвии в России Андрис Тейкманис (на снимке) дал первую пресс-конференцию в Москве. Он сразу подчеркнул свою готовность к тому, что пресса «не будет задавать только ласковые и приятные вопросы». Собственно, ласковых не было вообще.


Свои задачи как посла г-н Тейкманис сформулировал так. Первое: урегулирование политических отношений, развитие диалога – «ситуация должна измениться к лучшему».

Второе: развитие экономических связей – «чтобы было выгодно латвийскому бизнесу в России и российскому – в Латвии».

Третье: способствовать налаживанию контактов между обществами – и личных, и культурных. Далее посол вкратце изложил официальную позицию Латвии о результатах Второй мировой войны и сказал, что эта тема не должна быть табуирована:

- Конечно, не надо смешивать это с празднованием Победы. Ветераны не несут ответственности за политические решения: они делали свое дело. Но с политиков никто ответственности не снимал.

- Что побудило президента Буша именно сейчас сформулировать свой комментарий о том, что Латвия была оккупирована?

- Буш – корректный человек. Он ответил на письмо Вайры Вике-Фрейберги, и это было уместно сделать до его приезда в Ригу.

- Уместно ли сейчас, когда празднуется Великая Победа, заставлять Россию извиняться перед Латвией за оккупацию. Нельзя ли выбрать другой момент?

- Это следствие не то чтобы нежелания: но нам не хватало смелости начать разговор об истории. Без оценки важных исторических тем происходит торможение развития. Для нас 9 мая – такой же праздник, это освобождение от нацизма. Но Латвия в результате Второй мировой войны не обрела свободу. И мы не можем переделать историю.

«Московский комсомолец»: – Только что Сейм отказался внести поправки, касающиеся того, чтобы ветераны 9 Мая имели право встречать в форме и с медалями (тогда как легионеры ходили при полном параде). У России может быть еще масса претензий к Латвии – и русский вопрос, и школьная реформа, и недавнее скандальное заявление президента. После всех этих акций вы серьезно рассчитываете на то, что Россия будет извиняться? Похоже, Латвия провоцирует скандал…

- Наши намерения абсолютно серьезные, мы не хотим вносить в наши отношения скандал. МИД ЛР воздерживается от заявлений конфронтационного характера. И я хочу смотреть в будущее оптимистично.

Что касается законопроекта, то не думаю, что надо придавать значение тексту документа, который подала оппозиционная фракция. Каждый год ветераны идут с медалями, и никто их за это не упрекает. У нас запрещена и фашистская, и советская символика. Но иногда кто-то приходит и с портретом Сталина, и с гербом, и никто его не трогает. Что касается того, что у нас легионеры ходят при полном параде, то это неправда. В последний раз я сам там был – из интереса. Среди них точно не было ни одного легионера в форме… На праворадикальную демонстрацию пошла леворадикальная. Полиция не позволила им столкнуться. У Латвии сложная история: бывало, что одного брата призывали в Красную армию, а другого – в легион…

И у президента не было ни малейшего желания оскорблять ветеранов. Она вкратце описала, что видела. Если в праздник выпивают чарку водки, в этом нет ничего драматического. Вот если бы она сказала, что пили французское вино с устрицами, это звучало бы издевательски.

Телекомпания НТВ: – Как вы прокомментируете тот факт, что ряд российских общественных организаций присвоили президенту Латвии звание «фашист года»?

- Могу только выразить соболезнование этим общественным организациям. Многие недоразумения вызваны недостатком знания. Знание – это сила.

РИА-новости: – Будет ли обсуждаться декларация, которую прилагает Латвия?

- Это никак не связывает Россию. Декларация не является составной частью документов, которые планируется обсуждать и подписывать, она – односторонняя и не налагает на Россию никаких обязательств.

Агентство «Франс-пресс»: – Вайра Вике-Фрейберга говорила, что приезжает в Москву, чтобы высказать точку зрения на Вторую мировую войну. Но она не сможет делать официальные заявления. Как тогда она ее выскажет?

- Протокол составляет принимающая сторона, и президент не сможет от него отклоняться. Но у Вайры Вике-Фрейберги намечены встречи с журналистами, интервью, на них она сможет высказать свое мнение.

06.05.2005 , 10:25

chas-daily.com


Написать комментарий