Маевка для капиталистов с оркестром

Прошедший Первомай, точнее, его освещение в средствах массовой информации, как лакмусовая бумажка обозначили главную государственную идею. В России, например, комментаторы изо всех сил старались показать, что красный цвет - это цвет «уходящей натуры». В странах Балтии проглядывался другой подтекст - левые ну... какие-то не совсем патриотичные, что ли. А вот в стране Суоми красный флаг просто символ левого крыла общества. Как серп с молотом.


Финское радио совершенно спокойно сообщило, что премьер-министр Финляндии, председатель правящей партии «Центр Финляндии» г-н Матти Ванханен успокоил в своей первомайской речи страхи в связи с реформой муниципальной сферы услуг. Оказавшиеся в Хельсинки проездом журналисты из СНГ восприняли эту новость несколько экзальтированно: «У вас премьер на первомайских митингах выступает?» Представить себе г-на Фрадкова на митинге у Большого театра они не могли…

Еще более их удивило, что премьер выступал «на месте традиционных первомайских митингов центристов – у памятника президенту Каллио», то есть, оказывается, центристы, которые определенно не левые, отмечают Первомай? Финские товарищи не поняли подвоха и спокойно объяснили, что Первомай – это государственный праздник труда, и естественно, что и центристы провели свой митинг. И премьер Ванханен правильно сделал, что объяснил на митинге суть муниципальной реформы, объяснил, что она должна осуществляться тщательно, совместно с муниципалитетами и их работниками. А что тут такого…

Коммунисты в борьбе за чистое будущее


Левое крыло в Финляндии мощное, хоть и раздробленное. Кроме социал-демократов, есть еще более левый Левый союз, а еще левее есть Финская коммунистическая партия – SKP, которая гордо отмечает на своих красных знаменах год создания – 1918-й.

За несколько дней до праздника группа украинских журналистов отправилась в штаб-квартиру партии побеседовать с ее председателем Юрьe Хаканеном на предмет толерантности к другим партиям и течениям.

Любопытно, что подсознательно в коллегах угадывалось ожидание встречи с экстремистом. Однако партийный лидер оказался весьма спокойным человеком, и хотя торопился на самолет на международную конференцию в Чехию, тем не менее терпеливо отвечал на вопросы журналистов.

Выяснилось, что современная компартия, помня о том, что маршал Маннергейм разбил войска красных и стал причиной многих несчастий для трудового народа, считает его великой личностью в истории страны и признает, что для многих финнов Маннергейм – самая значительная фигура в финской истории.

Точно так же одной из величайших фигур в финской истории остается Ленин – и это признает большинство финнов, хотя очень многие против его политических взглядов и того, что он совершал как руководитель Советской России.

Тем не менее в последнее время все больше молодежи обнаруживает, что Ленин был прав, когда анализировал империализм, как высшую стадию капитализма, и мало того – империализм отнюдь не исчезает, он расцветает, что видно на примере транснациональных компаний и действий США в Ираке. Будучи последовательным интернационалистом и сторонником сохранения национальных идентичностей, Ленин был первым антиглобалистом (стоит вспомнить его полемику с Розой Люксембург по поводу упразднения национальных языков в будущем государстве рабочих и крестьян… Ленин как раз отстаивал право нации на национальный язык и культуру).

Вообще, как отметил г-н Хаканен, для коммунистов была самой черной полоса в начале 90-х годов. Тогда, кстати, закрылся Финский комсомол. Но уже в 2000 году молодежь его воссоздала, и теперь его ряды растут. Правда, изменилось видение мира. Вопрос уже не в куске хлеба и даже не в марке автомашины. Вопрос в перспективе, в уверенности в завтрашнем дне. А вот этой уверенности современное общество потребления и не дает – беззастенчиво уничтожая природные ресурсы, загаживая воздух, землю и воду.

Новое поколение тащится от новых книжек. «Карл Маркс и экология», «Глобализм и империализм при посткапитализме», «Плановые элементы в рыночной экономике» – новые коммунисты видят плюсы планового ведения хозяйства не только в борьбе с бедностью, но и в обеспечении разумного расходования ограниченных природных ресурсов.

Эпоха Lassez Fair – свободного рынка по Адаму Смиту – закончилась потому, что ресурсы стали подходить к концу. И в перспективе у человечества только три выхода: война за последний литр нефти, глоток воды, баллон кислорода, либо плановое хозяйство. А вообще, отметил на прощанье Юрьe Хаканен, мы всегда готовы к дискуссии, и в этом наша сила, сила страны, проистекающая из идеи общества, которое мы все строим…

Финская национальная идея


Не только левые и центристы отмечали Первомай. На традиционном первомайском митинге (а кто сказал, что быть капиталистом – это не труд?) председатель правой консервативной Коалиционной партии Юрки Катайнен критиковал политику правительства в области занятости. Он, в частности, потребовал от правительства центристов и социал-демократов объяснений, каким образом оно собирается улучшать занятость и сбалансировать муниципальную экономику. По мнению Катайнена, неудачная политика занятости правительства угрожает финансированию услуг общества всеобщего благоденствия.

Это – официальный термин, финская национальная идея. Пережив гражданскую войну, финны поняли, что не будет без равенства в благоденствии ни свободы ни братства. И именно поэтому стоит побеспокоиться власть и богатство имущим о доходах рабочих, пенсиях стариков и пособиях для безработных, не оставляя этот вопрос в поле зрения исключительно левых сил…

06.05.2005 , 10:25

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий