И пятнадцать лет назад была хорошая погода…

15 лет назад 4 мая депутат Верховного Совета, бывший руководитель Краславского сельскохозяйственного департамента Петерис Корошевский по своим убеждениям проголосовал за восстановление независимости Латвии. В тот день была хорошая погода, в обществе царило радостное волнение, воодушевление, и он ни мгновения не сомневался в правильности своего выбора. Перед этим, правда, спросил, что думают делать два его земляка-депутата: председатель Краславского районного исполкома Виктор Кокориш и председатель потребобщества Юрий Кирюшин? Они сказали, что пусть каждый решает сам, но в конце концов в голосовании даже не участвовали. "Возможно, они знали что-то, чего не знал я, что заставило их таким образом поступить." -- рассказывает П. Корошевский, но он сам всю жизнь старался жить по заповедям Божьим и придерживался четырех принципов: мудрость, умеренность, смелость и правда.

Упорство человека старой закалки

О Петерисе Корошевском можно сказать, что он относится к людям старой закалки, которые жизнь оценивают не по толщине кошелька и размерам собственности, а привыкли жить по совести, потому что в свое время вдоволь наелись мякинного хлеба и другого послевоенного “добра”. Пока его отец воевал, мать одна вырастила шестерых детей. После войны царила разруха.

П. Корошевский вспоминает, что отец, будучи колхозным конюхом, весной выводил из конюшни отощавших лошадей, которых поддерживал с помощью веревок, чтобы животные не упали. Люди разбирали соломенные крыши, чтобы покормить скотину. Одна соседка на 3 года была посажена в тюрьму только за то, что ночью на колхозном поле ведро картошки для своих голодных детей накопала. Его крестный в 1949 году был вывезен за то, что у него с ульманисовских времен остался каменный хлев с шиферной крышей, были ухоженные поля, а в хлеву — две лошади, коровы и свиньи. П. Корошевский вспоминает мать за чтением письма от высланного дяди, в котором он просил прислать картофельные очистки с ростками.

Хотя семье и жилось тяжело, мать заставляла Петериса учиться, поэтому он в Малтском техникуме получил специальность ветеринара и после армии продолжил учебу в Елгавской сельхозакадемии. Отец, правда, говорил, что все двоюродные братья Петериса, люди как люди — работают трактористами, а у него одного сын такой “профессор”.

После окончания вуза П. Корошевский вернулся работать в родные места — в совхоз “Эзерниеки” и работал ветеринаром. Позже, окончив курсы начальников, начал руководить колхозом “Борец”, к тому же был руководителем, который вводил все новое. Выполнение нормативов его особенно не волновало, колхоз держался на уровне, но радость ему доставляли не высокие удои, а строительство новой дороги в районе, вырытый пруд или приготовленное для аиста место гнездовья.

Распад империи

Поскольку в школе Петерис не был ни пионером, ни комсомольцем, в партии он тоже не был. Это для руководителя колхоза было недопустимо, поэтому его быстро записали в партийные ряды, но не на долгое время. П. Корошевский слушал иностранное радио, из которого и почерпнул подтверждение своим мыслям о бессмысленности колхозов и экономическом состоянии советской империи.

Позже, после заявления Горбачева о возможности выхода из партии, Петр положил на стол свой партийный билет, удивив не только местных коммунистов — главным образом, доярок и трактористов, но и больших начальников. Еще больше руководителей окрестных колхозов шокировал, когда в 1988 году в своем колхозе разрешил работникам взять в аренду колхозную землю.

Горечь по поводу бедности Латгалии

В начале 90-х годов во время выборов депутатов Верховного Совета П. Корошевского избрали от Гравер. В 1990 году 4 мая он проголосовал за провозглашение Декларации о независимости Латвийской Республики.

К сожалению, многие вещи, как отметил П. Корошевский, после объявления независимости пошли по неправильному пути. Скоро каждый начал тянуть одеяло на себя, началась “прихватизация”. К счастью, провалился путч в России, поскольку в противном случае в Латвии, как считает П. Корошевский, пролилась бы кровь.

“Жаль, что мы так долго не попадали в Европу.” — отметил он, поскольку считает, что сейчас Латвия будет подниматься вверх, так как ЕС понемногу наводит порядок, главное, чтобы только чиновники ЕС не переняли наш отрицательный опыт.

П. Корошевский сам в свое время стал жертвой нечестности и финансовых спекуляций государственных мужей, потеряв в банке “Балтия” вложенные за проданный “жигуленок” деньги. В свою очередь у него есть единственная привилегия и память со времен Верховного Совета 1990 года — “вечный пропуск” в Сейм, который реально можно использовать только для того, чтобы бесплатно в Риге попасть в благоустроенный туалет, — с горечью добавляет П. Корошевский.

На происходящее сейчас в правительстве и в верхах он смотрит критически. По его мнению, к власти могут попасть только богатые, как это в основном происходит и в других странах мира. Такую систему “вышибания” денег, как в Латвии вряд ли где еще можно найти: в Латвии все определяют партии, именно поэтому Латгалия до сих пор является самым бедным краем в стране, поскольку здесь политические партии представлены меньше. Как считает П. Корошевский, и законы подчиняются личным интересам, и государственные чиновники их часто не соблюдают. “Как на руководящей должности может быть человек, который сам свою семью не может сохранить, меняет жен, бросает детей?” — возмущается П. Корошевский.

03.05.2005 , 11:24

Инесе Барановска


Написать комментарий