Солдаты обрели покой

В субботу на Братском кладбище в поселке Ропажи были торжественно перезахоронены останки 114 советских воинов. Поисковому отряду «Легенда» удалось установить имена 16 погибших бойцов и даже найти их родственников. В траурной церемонии приняли участие послы России, Белоруссии, Узбекистана, а также представители посольства Украины.

Перезахоронение в Ропажи стало ежегодной традицией. Здесь, на Братском кладбище, обрели покой красноармейцы, останки которых были найдены поисковыми отрядами Латвии. Большой удачей поисковики считают, если им удается установить имя погибшего. На этот раз узнали имена 16 солдат.

Внучка хоронила деда через 60 лет после его гибели

Среди ветеранов войны стояла молодая женщина Алена Рушко. В Ропажи она хоронила своего деда, Леона Бутницкого, жителя поселка Робежниеки, который скончался от ран 25 февраля 1945 года. Сегодня Алена работает в одном из рижских баров, и для нее звонок командира поискового отряда «Легенда» Талиса Эшмитса с вестью о погибшем на войне дедушке стал чем-то из области фантастики.

- Поначалу девушка с недоверием отнеслась к моей информации. Но уже на следующий день перезвонила сама, – говорит он.

- Я подумала, что такими вещами не шутят. Но вообще это удивительная история, – заметила Алена.

Останки красноармейца Леона Бутницкого и еще 10 человек нашли, как это часто бывает, трактористы: они прокладывали лесную дорогу неподалеку от городка Ауце. Прибывшая на место полиция определила, что захоронение военное, и вызвала «Легенду». Поисковики установили, что захоронение санитарное: в таких обычно хоронили солдат, скончавшихся от ран в полевых медсанбатах. Но почему-то захоронение на карту не попало…

Дальше за дело взялся москвич Михаил Степашкин. Этот человек стал настоящим открытием для поисковиков из «Легенды». Его способности что угодно найти в военных архивах просто поразительны. Кстати, именно он нашел специально для «Часа» данные о командире танка ИС-2, поднятого под Пиенавой.

Сам Степашкин с 1986 года ищет собственного деда, погибшего на войне. Ценой неимоверных усилий, посвятив поискам много лет, он определил, что дед погиб в Латгалии. По архивам он установил квадрат поисков. Его сторона оказалась равной 10 км. Сегодня свой громадный опыт работы в архивах он использует для того, чтобы помогать другим найти своих без вести пропавших родственников.

Младший сержант Романцев

Гвардии младшего сержанта Владимира Романцева поисковики «нашли», можно сказать, в центре Риге. Вернее, его медаль – «За боевые заслуги». Им она попалась на «барахолке». Поисковики вычислили, что данная медаль недавно «вышла» из леса. У торговца они узнали о месте, где «черные копатели» нашли награду. Номер медали сообщили Михаилу Степашкину, который и нашел ее владельца. Мало того, ему удалось найти родственников Владимира Романцева, к которым он не преминул съездить.

Подмосковная деревенька практически полностью состояла из Романцевых. Младшего сержанта, единственного из рода, пропавшего на войне, в деревне не забыли. Но на перезахоронение в Ропажи родственники, увы, приехать не смогли – уж очень это долго оформлять загранпаспорт, хотя и очень хотели…

На деньги России

Когда священники закончили панихиду и останки солдат были преданы земле, посол России в Латвии Виктор Калюжный наградил командиров поисковых отрядов памятными подарками. Талису Эшмитсу досталась благодарность от министра обороны России Сергея Иванова. Остальные поисковики получили новенькие лопаты и книги о Второй мировой войне.

Пользуясь случаем, «Час» поинтересовался у Виктора Калюжного о дальнейшей судьбе 371-го солдатского захоронения в Латвии. Посол сообщил «Часу», что в этом году Россия выделила 800 тысяч долларов на приведение в порядок захоронений и памятников. Из этих денег 250 тысяч предназначались Саласпилсскому мемориалу, а остальные – для приведения в порядок братских могил.

Виктор Калюжный выразил сожаление по поводу того, что латвийское министерство культуры отказалось от денег на Саласпилсский мемориал.

- Там все очень запущено, – посетовал Виктор Калюжный, а также отметил, что в среднем в год в Латвии будет приводиться в порядок по 40 захоронений.

- Мы решили действовать через латвийские самоуправления. Посольство будет выделять средства, а они уж пусть сами решают, кому давать подряды на проведение восстановительных работ, – сказал он.

Субботник на Гарнизонном кладбище

Субботники на Гарнизонном кладбище проходят уже второй год. Их устраивают те, кто считает, что погибшие не оккупанты, но освободители.

Глядя на могильные плиты, понимаешь, что те, кто называет этих ребят захватчиками, по крайней мере заблуждаются: минимум треть фамилий погибших – латышские. Похоронены здесь и русские, и украинцы, и представители Кавказа и Средней Азии…

Вот уже пятнадцать лет как школы перестали устраивать субботники на кладбищах советских солдат. За это время могильные холмики, засыпанные палой листвой и поросшие мхом, стали разрушаться. На иных уже и не прочесть, кто похоронен и когда…

Все изменилось два года назад благодаря вмешательству нашей газеты и содействию Штаба защиты русских школ. Клич был брошен, и убрать захоронения пришли очень многие – и подростки, и взрослые, и старики. В этом году все повторилось. Причем людей пришло вдвое больше, чем в прошлом году, и среди пришедших было много депутатов.

- Теперь это становится традицией, – сказал лидер Штаба защиты русских школ Юрий Петропавловский. – В этом году многие заранее записывались на субботник. Люди с удовольствием отдают дань памяти героям.

02.05.2005 , 11:31

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий