8 пароходов, которые изменят историю

Вчера в Музее оккупации по инициативе двух комиссий - историков и стратегического анализа - прошла пресс-конференция, посвященная развитию латвийско-американских отношений «Латвия и США: 1918- 2005». На ней обсудили и судьбу восьми грузовых пароходов, участвовавших в атлантических караванах союзников под латвийским флагом. Этот эпизод, о котором широкой общественности впервые сообщил «Час» в серии публикаций журналиста Александра Краснитского, может дать толчок к переоценке латвийской истории ХХ века.

В Музее оккупации вспомнили о латвийских моряках-антифашистах

Вчерашняя конференция была приурочена к предстоящему визиту в Латвию президента США Джорджа Буша.

Первым выступил советник Вайры Вике-Фрейберги по историческим вопросам, один из авторов скандальной книги «История Латвии. ХХ век» Антонийс Зунда. Он рассказал о развитии латвийско-американских отношений в период с 1918 по 1940 год. Историк считает, что отношения Латвии и США не всегда были безоблачными. По мнению Антонийса Зунды, США запоздали с официальным признанием Латвийской Республики, сделав это лишь 28 июля 1922 года. В начале 20-х годов прошлого столетия Вашингтон поднял вопрос о военных долгах Латвии. Сначала речь шла о 4 миллионах долларов, а потом о 6 миллионах. В 1925 году Латвия подписала договор о выплате этих долгов, но потом в мире разразился кризис, и на договор был наложен мораторий.

Профессор Университета штата Висконсин (О-Клэр) Паулис Лазда в докладе о политике США в отношении Латвии в период Второй мировой войны затронул тему латвийского торгового флота.

В момент присоединения Латвии к Советскому Союзу в 1940 году восемь судов латвийского флота находились в портах Западного полушария. Их команды отказались выполнять приказы из сталинского СССР, и пароходы перешли под юрисдикцию посольства Латвийской Республики в Вашингтоне. С поздней осени 1941 года они оставались суверенной территорией Латвии и подчинялись ее послу в США. Под латвийскими флагами они участвовали в переброске стратегически важных грузов для военной промышленности союзников.

Латвийской общественности эта героическая страница стала известна благодаря историческому расследованию журналиста «Часа» Александра Краснитского, который два года назад опубликовал серию статей. Он разыскал несколько семей моряков с восьми пароходов. Их свидетельства и найденные «Часом» и впервые опубликованные в Латвии документы из союзнических архивов стали основанием для открытия (по инициативе и на средства «Петита» при поддержке Рижской думы и Морских сил Латвии) мемориальной доски в честь моряков-героев.

Тогда же «Час» предложил и логичную юридическую трактовку участия судов под флагом Латвийской Республики во Второй мировой войне в составе сил союзников. Те неоспоримые факты, что суда остались суверенной территорией Латвии и находились под юрисдикцией легитимного посольства ЛР в Вашингтоне, дают основания полагать, что де-факто Латвия как государство участвовала во Второй мировой на стороне антигитлеровской коалиции. Известны также попытки посольства Латвии присоединиться к Атлантической хартии и Объединенным нациям, то есть стать членом коалиции и де-юре.

Однако в Латвии к факту участия латвийских судов на стороне антигитлеровской коалиции пока относятся осторожно. Не потому ли, что это разрушает принятую властями концепцию истории, в которой наша страна выступает в роли жертвы – со стороны Советов и со стороны Германии? Не потому ли, что в сравнении с подвигом настоящих героев меркнут биографии легионеров?

Главный редактор «Часа» Ксения Загоровская прямо спросила у профессора, не кажется ли ему, что подвигу латвийских моряков, сохранивших верность латвийскому флагу и воевавших против нацизма, уделяется слишком мало внимания. И сейчас, в преддверии визита Буша в Ригу, самое время поднять эту тему.

Историк ответил, что согласен с этим и считает эпизод с латвийскими пароходами очень важным, поскольку этот единственный факт означает «участие Латвии во Второй мировой войне как государства».

- И солдаты Красной армии, и легионеры были вынуждены идти в бой без поддержки или решения латвийского независимого государства, – сказал Паулис Лазда. – И только моряки торгового флота действовали как полномочные представители страны.

Профессор высказал мнение, что необходимо, проконсультировавшись с юристами, обсудить возможность причислить Латвию к странам, входившим в состав антигитлеровской коалиции. И не надо говорить, что 8 кораблей не могут изменить историю! Для этого достаточно и одного корабля.

Подвигом латвийских моряков заинтересовалось руководство Музея оккупации. В распоряжении «Часа» есть новые материалы о судьбе тех моряков. Эти материалы могли бы быть положены в основу создания стенда о героических латвийских моряках. Не исключено, что экспозиция о подвиге латвийских моряков вскоре может появиться в музее.

29.04.2005 , 10:57

chas-daily.com


Написать комментарий