Воздушный стрелок из счастливой «тройки»

Юрий Холманов в буквальном смысле слова прошел через огонь и дым войны. Смерть не раз ходила с ним рядом, но судьба пощадила его. Самолет, на котором он летал — «воздушный танк» ИЛ-2 с бортовым номером «3» — называли в полку счастливым. И не зря — из 12 самолетов, прибывших в полк, целой осталась только его «троечка».

Близкий взрыв крупно-калиберного снаряда, стук осколков по обшивке, самолет швыряет мощной ударной волной, свет меркнет из-за черного дыма вокруг, новый взрыв, спереди и сзади огненные строчки трассирующих пуль, но «тройка» Юрия упорно идет к цели. Вот и цель – колонна немецких грузовиков. И тогда начинают «говорить» пушки русского «летающего танка».
«Доверни», — просит Юрий летчика и берет в прицел своего УБТ — крупнокалиберного пулемета — ближайшую машину. Немецкая автоколонна в огне. ИЛ-2 на бреющем уходит из зоны обстрела немецких зениток. Обычный боевой эпизод из военной биографии воздушного стрелка ИЛ-2 Юрия Холманова. Сколько их было таких… По сегодняшним меркам Юрий был почти мальчишка – ему тогда только исполнилось восемнадцать лет.
1943 год. Советская армия успешно ведет наступательные операции. Юрию тогда было всего 17, но как и многие его сверстники, он рвался на фронт. В военкомате не смогли устоять перед настойчивостью парнишки.
- Ну что же, – сказал военком, – сначала пошлем тебя немного поучиться.
Так Юрий Холманов оказался в полковой школе. Учился на десантника, чтобы на броне танка осуществлять стремительные прорывы в тыл врага. Закончил школу в звании сержанта. И вдруг… приезжают представители ВВС – кто хочет летать на самолете воздушным стрелком? Отбирали самых лучших, умелых, здоровых. В их числе оказался и Юрий. Добровольцем пошел в действующую армию, и воздушным стрелком стал добровольно. Но не сразу. Пять месяцев молодых парней готовили на специальных курсах. На фронте Юрий оказался в ноябре 1944 года. Самолеты их 539 штурмового полка 277 воздушной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал Шевченко, приземлились на аэродроме освобожденного от немцев Каунаса. И началась военная страда в небе Литвы, Пруссии, Польши, Германии. Штурмовики 539 полка перебрасывали в самые горячие точки, в самое пекло сражений. Юрий Васильевич прекрасно помнит все бои, в которых он участвовал. Никогда он не забудет штурм Кенигсберга. Советские самолеты совершали массированные налеты на этот город, который немцы превратили в неприступную крепость. «Тройка» Юрия била по немецким танкам, машинам, пушкам, пехоте. Советские самолеты буквально прорывались сквозь шквал немецкого зенитного огня. Были потери, и немалые. На земле и в небе был настоящий ад. А бывало и так: ИЛ-2 возвращается на свой аэродром целым, а воздушный стрелок убит. Кабина стрелка была, пожалуй, самым незащищенным местом на самолете. Его основной задачей было прикрывать свой самолет от нападения немецких истребителей сзади, сбоку. Случалась воздушная дуэль: немец лупит из пушек и пулеметов по ИЛ-2, а его стрелок из своего УБТ – по немцу. Кто кого? У Юрия таких дуэлей было немного: к тому времени советская авиация уже господствовала в воздухе. Поэтому в основном приходилось «работать» по наземным целям. Юрию хорошо запомнился штурм немецкой переправы в Германии, в городе Ландсберге. Мост был забит машинами, пехотой, артиллерией. Четыре советских «ИЛа» обрушили на немцев всю мощь своего огня. Юрий вспоминает: «Бил по машинам длинными очередями. Машин было так много, что промазать было невозможно». А немцы били почти в упор по русским самолетам из зениток, и пулеметов.
- Это был еще тот фейерверк, – говорит Юрий Васильевич. Уходили из боя по одному. Уже смеркалось. Четверка «ИЛов» шла бреющим над морем – чтобы их не заметили немецкие истребители. Шли так низко, что вода внизу пенилась от воздушных потоков. И тут случилась беда – летчики заблудились в темноте, все ориентиры исчезли, связь с аэродромом не помогла, а бензин уже был на исходе. Пришлось идти на вынужденную посадку почти в полной темноте где-то в районе Мазурских озер. Все самолеты получили при посадке сильные повреждения, но экипажи остались живы. Позже два самолета были доставлены на аэродром и отремонтированы. Кстати, после боя самолеты были как решето, но тем не менее сохранили свою жизнеспособность. Вот что такое знаменитый советский «ИЛ-2» – штурмовик, равного которому в то время не было в мире! Вспоминает Юрий Васильевич еще и такой интересный эпизод. Когда советские войска взяли город Растенбург, ему удалось побывать в бункере Гитлера, который был там построен еще до войны. А население этого города, боясь мести и под влиянием гитлеровской пропаганды, до наступления советских войск ушло из города.
Закончил войну Юрий Холманов в Польше, в городе Вормдите. Его штурмовик вот-вот должен был уйти на боевое задание, и тут объявили: Германия капитулировала. Радость была такая, что словами и выразить ее невозможно. Позади остались годы войны, жестокие бои, гибель товарищей. Командование высоко оценило боевые заслуги Юрия Холманова – он награжден Орденом Отечественной войны, Орденом Славы 3-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и многими другими. После войны Юрий еще летал до 1951 года в составе 6-го гвардейского Московского полка. Но пришло время возвратиться к мирному труду — и Юрий Холманов выбрал одну из самых мирных профессий на земле – он стал строителем. Работал на руководящих должностях в Калнциемском строительном комбинате, на заводе стройматериалов в Цесисе, на заводе СМК в Даугавпилсе. 14 лет возглавлял стройучасток в управлении торговли. И еще 6 лет, уже будучи на пенсии, проработал в ГорОНО, осуществляя технадзор за стройработами. Везде Юрий Васильевич работал на совесть – об этом говорят многочисленные почетные грамоты и благодарности. И сегодня ветеран войны и труда продолжает оставаться в строю – он занимается общественной работой в ветеранской организации ЛАБАК, поддерживает переписку со своими фронтовыми друзьями, бережно хранит и собирает сведения о боевом пути прославленного 6-го гвардейского Московского полка. И еще Юрий Васильевич счастливый дедушка и прадедушка. Конечно же, его внуки и правнуки гордятся им и берут с него пример.

28.04.2005 , 13:33

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий