Михаил Губин: То воронка, то труба

Как вы, наверное, знаете, у нас две новости - плохая и хорошая.

В городе Осло латвийская певица Аиша, или Айша, не прошла в финал конкурса популярной песни Евровидения, не смотря на уверения букмекеров. Как, впрочем, в в прошлом году не прошел в финал и наш Интарс Бусулис. Но тот провал еще можно было свалить на руку Москвы. А нынешний оправдать уже труднее.

Но зато в этот же день в городе Шанхае, на выставке World Expo 2010 наконец-то открылся латвийский павильон. С опозданием почти на месяц, но это, как уверяет, латышская пресса, даже лучше. Китайцы все остальные павильоны уже осмотрели, теперь выстроятся в очередь к нашему.

Хотя Латвия редко участвовала во всемирных выставках, по традиции проходящих в разных городах мира, в ее истории они сыграли важную роль. Особенно выставка, проходившая в 1967 году в Монреале. Именно там канадская латышка Вайра Вике-Фрейберга впервые познакомилась с латышами из Советской Латвии и зародила в их душах стремление к независимости.

А в 2000 году на выставке в немецком городе Ганновере Вайра уже в качестве президента подарила германскому представителю компакт-диск “Латышские танцы”.

В Ганновере латвийский павильон был сооружен в в форме огромной воронки из камыша. Пресса писала: “Едва посетитель входит внутрь павильона, как он снова оказывается под открытым небом. Над головой простирается небо. Под ногами хрустит песок. Вокруг поднимается вверх камышовая крыша…”. А главным экспонатом был огромный лиелвардский пояс. Павильон обошелся в 818 000 латов.

“Пустота под тростниковой крышей Латвии” – так отозвался об этом еженедельник Der Spiegel, писавший, что что латвийский павильон сделан без выдумки и безлико, его развлекательная ценность равна нулю. Хотя и вся выставка в целом оказалось убыточной. Но наш павильон занял седьмое место по посещаемости, потом его купил немецкий помещик из Бадбергена и перенес к себе.

Зато в эстонский павильон приходила государственный политический секретарь Министерства обороны Германии Бригите Шульте и принесла извинения Эстонии за пакт Молотова-Риббентропа . Надо думать, от имени Риббентропа.

Поскольку выставку 2004 года отменили, Латвия принялась готовиться к Экспо-2005, что проходила в японском городе Аичи. Как вдруг 25 ноября 2003 года Кабинет министров решил, что Латвия не будет там участвовать. Премьер-министр Репше заявил: “Если бы у нас было бесконечно много денег, то это была бы хорошая идея, но сейчас эти 800 000 латов можно потратить более разумно”. А заместитель председателя фракции “Новое время” Артис Кампарс сказал, что партия считает приоритетом открытие посольства Латвии в Японии, и это более важная задача, чем участие в “Экспо”.

На “Экспо-2008”, проходившей в Сарагосе, Испания, нас тоже не было, а вот в шанхайской выставке правительство Годманиса решило участвовать, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию. МИД Латвии даже предложил всем странам Балтии устроить общий павильон.

И как ни странно, следующее правительство, “Нового времени”, это поддержало. Тот же Артис Кампарс, теперь министр экономики, заявил, что участие Латвии в международной выставке World Expo является вопросом престижа и образа страны, и отверг опасения, что Латвия может отказаться от участия.

А вышеупомянутая Вике-Фрейберга дала задание: “Мы должны показать миру, что мы способные, радостные и во всех технологических достижениях не только в курсе дела, но и способны показать нечто новое и небывалое”.

Однако все это стоит дорого. Китайские рабочие из-за срочности запросили больше денег и затраты на сооружение фундамента латвийского павильона, как сообщалось, увеличились на 68%, или на 51 230 латов, по сравнению с первоначальной стоимостью

Но наш главный экспонат весьма символичен. Это аэродиум. Иными словами – вертикальная аэродинамическая труба. Которая официально именуется инновационным объектом. Потому что, как писала пресса, обошлась в 2 миллиона латов.

Зато в ней полетал премьер Валдис Домбровскис. “Латвийский павильон – хорошее место, куда можно прийти и немного свободно полетать, одновременно получив представление о том, что происходит в Латвии”, – поделился он своими впечатлениями.

Аэродиум, безусловно, относится к латвийским достопримечательностям. Таковым его считают опрошенные жители Латвии, целых пять процентов. Я и сам летал на нем, только низко. Но при чем тут латвийское правительство? Насколько я знаю, труба с мотором появилась в Сигулде исключительно стараниями частных энтузиастов.

Тем не менее, правительству не откажешь в понимании ситуации, что и продемонстрировал г-н Домбровскис. “Труба и вылетающий в нее премьер-министр”. “Свободное падение – способ получить представление о Латвии”. Это посильнее всех прежних туристических лозунгов. И главное, правдивее. С нефтяной трубой не вышло, зато с воздушной получилось.

А после выставки всё планируется продать на аукционе. В том числе и трубу.


Написать комментарий