Посол занялся экономикой

Приятной неожиданностью было видеть в четверг в Даугавпилсе нового посла Латвии в России Андриса Тейкманиса, потому как в среду вечером его видели по телевидению на церемонии вручения верительных грамот, а потом беседующим с бокалом шампанского с президентом России Владимиром Путиным. Такое внимание к нашему городу дорогого стоит.

Сам посол, прибыв на первый объект – завод ДауЭР-Д, счел нужным сказать, что скорость передвижения в ХХI веке высока, а вот то, что его так быстро аккредитовали в РФ, – добрая примета в отношениях Латвии и России.
На вопрос Динабурга сегодня, отчего такое пристальное внимание руководителя внешнеполитического ведомства к предприятиям, связанным с РФ, дипломат ответил, что экономика — одна из главных составляющих его деятельности. И потому он побывал на нескольких заводах Лиепаи, Вентспилса, Риги, чтобы оценить их экспортно-импортные возможности в направлении России. Она была и остается партнером, но ситуация теперь такова, что в силу определенных – прежде всего политических — причин объем торговли между двумя странами не соответствует их потенциалу. С этим нельзя не согласиться. Потом Россия в этом плане занимает шестое, после Белоруссии, место, сильно уступая Германии, Англии, которые стали лидерами за последние десять лет.
О Дауэре-Д А.Тейкманис имеет достаточную информацию, но послу хотелось бы знать, насколько продвинулся завод с февраля, когда на производстве появился новый хозяин – российская фирма Интерскол. Представлявший администрацию завода в единственном числе технический директор Валентин Зубков ничего утешительного сказать не мог. На предприятие не раз приезжали москвичи, которые перед покупкой завода провели здесь за свой счет аудит, имели полнейшее представление о ситуации, но дальше видимых шагов пока не предприняли. А ведь до 1 июля, когда Интерскол станет хозяйствовать тут без участия Ребира – бывшего хозяина, осталось всего ничего. Работают на заводе теперь 170 человек, как и раньше, поставляет материалы и комплектующие Ребир – такая у него странная для обычной сделки купли-продажи договоренность с Интерсколом. На экспорт уходит 90% продукции, большая часть на восток. Сколько и когда будет инвестировать Интерскол, только ему известно. Как и то, что когда программа увеличится, как обещали россияне, заводчан станет на первых порах полтысячи.
Дипломат с интересом осмотрел цеха, в которых стоит тишина, изредка нарушаемая приглушенным гулом станков. Особая гордость завода – испытательная станция. Здесь гостей встречал ее начальник Георгий Максимов, отдавший заводу более трех десятков лет. Под его началом уникальное оборудование, которое позволило заводской продукции получить европейский сертификат качества. Были продемонстрированы стенды, на которых перфораторы и прочий электрифицированный инструмент за 150 часов непрерывной работы получает такую нагрузку, какую он имеет за два гарантированных года работы. Здесь же новый инструмент проверяется по всем параметрам, включая надежность, причем по этому показателю, как и по другим, не уступает знаменитому Бошу. Однако перевес на стороне этого немецкого концерна, который пришел в Россию со своим сервисом, как сделал это в свое время Дауэр-Д. Но нашему заводу не хватает новых разработок. Они поступали в Даугавпилс из НИИ механизированных инструментов, часть специалистов которого ушла в бизнес и образовала фирму Интерскол. Но с ней пока больше туману, чем определенности. В связи с этим посол высказал бесспорную истину: русские медленно запрягают, но быстро едут. Хорошо бы и на этот раз так.
Ситуация другого свойства на совместном латвийско-российском предприятии ЛатРосТранс. Много лет сухой стоит труба, по которой прокачивали миллионы тонн сырой нефти из России в Вентспилсский порт. Причина тому как экономическая, так и политическая. Латвия лишилась чувствительной статьи доходов, так как транзит нефти пополняет значительную часть бюджета.
Не вдаваясь в детали, А.Тейкманис сказал, что коль скоро там есть интересы Латвии, то он хотел бы лично убедиться, каково положение на сегодня. Поскольку интерес нефтебизнесменов особого свойства, хозяева отказали журналистам в просьбе присутствовать при встрече. Когда мы сказали об этом послу, он согласился с позицией директоров ЛатРосТранса, поскольку огласка состояния дел может быть только после согласования с российской стороной. Но уже теперь ясно, что если в течение года Москва не примет положительного решения, то нефть потечет по трубе на терминал в порт Приморск. В этом направлении строится еще один трубопровод большой мощности. При сдаче его в эксплуатацию нефтяная река пройдет мимо нас, как это будет с газопроводом Россия—Германия: он пройдет по дну Балтийского моря.
По мнению посла, локомотиворемонтный завод наиболее благополучное предприятие, обеспеченное заказами. Учитывая, что подвижной состав, включая и тепловозы российского происхождения, будет еще длительное время эксплуатироваться в странах СНГ и Балтии, можно сделать вывод, что у завода есть будущее.
Судя по высказываниям посла, он всерьез будет укреплять экономические связи Латвии и России. Это хороший сигнал, когда внешнеполитическое ведомство, невзирая на затянувшуюся холодную войну между странами-соседями, вплотную займется отлаживанием отношений на высоком уровне. И тогда решится вопрос о двойном налогообложении, о ценах на услуги транспорта, о квоте с дозволами для автоперевозчиков. Все три составляющие имеют большое, если не решающее, значение для Даугавпилса, где число жителей стало меньше, чем в 1913 году. Кто бы мог представить, что в 2005 году за границей будет работать столько местной молодежи, сколько теперь, – более восьми тысяч. Тогда как в городе занято на производстве немногим более 7 тысяч человек.

26.04.2005 , 10:51

В.РУДОЙ


Написать комментарий