Михаил Губин: Как бы нам увековечить?

Последнее время я снова часто думаю: а как же нам увековечить память наших депутатов? Конечно,пока не всех, а в первую очередь — депутатов Верховного Совета Латвийской ССР, 20 лет назад проголосовавших за независимость.

Последний раз я видел большинство этих депутатов совсем недавно — 4 мая на торжественном заседании Сейма в Национальной опере. Сначала их показали на экране — в кадрах кинохроники, молодых, радостных, после исторического голосования. А потом я заглянул с балкона в партер и увидел их там — располневших, лысых и уже не таких радостных.

Время идёт, герои стареют и поэтому совершенно справедливой показалась мне недавняя инициатива нынешних депутатов Сейма. Которые внесли на рассмотрение парламента предложение, чтобы бывших депутатов Верховного Совета, голосовавших за независимость Латвии, хоронить с воинскими почестями и за государственный счёт.

Более того, со временем, думаю, можно было бы соорудить целый пантеон — кладбище в виде сеймовского зала. Только вместо кресел — могилы. И вместо трибуны — тоже. Вообще-то, в виде трибуны хорошо бы смотрелся небольшой мавзолей, но вряд ли такое возможно в условиях экономического кризиса.

Но тут снова проявилась подковёрная борьба между бывшими коммунистами и бывшими эмигрантами. И в результате, проект был исключён из повестки дня.

Что, конечно же, очень обидно. Ведь невооруженным глазом видно, как бывшим народнофронтовцам хочется, чтобы их чтили, напоминали о их заслугах и о том смертельном риске, которому они подвергались 20 лет назад.

А теперь им еще придется платить за собственные похороны.

А как вообще в стране увековечена память отважных депутатов?

Кроме Яниса Юрканса, все они награждены орденами Трех звезд. Им выданы пожизненные пропуска в здание Сейма. А в библиотеке Сейма их фамилии записаны на таких красивых стеклянных мемориальных досках.

Им посвящены стенды в Музее оккупации и, естественно, в Музее народного фронта.

Вот, вроде бы, и всё.

В 2002 году тогдашний рижский мэр Гундарс Боярс высказывал мнение, что в столице следовало бы установить общий памятник всем диссидентам коммунистического режима и борцам за свободу. В том числе и отважным депутатам.

По одному из проектов подобный памятник предполагалось установить на аллее перед Кабинетом министров — примерно там, где сейчас живут последние обитатели палаточного городка. Однако вышеупомянутое противостояние в латышской политической элите загубило и эту идею.

Как известно, в Латвии есть памятники так называемым национальным партизанам и памятники жертвам оккупации. А также памятники погибшим британским и французскими морякам и сбитым американским лётчикам.

На Кокнесском острове, что на Даугаве, вовсю идёт строительство Сада судьбы — Музея оккупации под открытым небом. В центре острова предполагается насыпать холм из 600 000 камней, символизирующих души замученных, который будет окружён каналом с водой, символизирующей их слёзы. На западной оконечности острова планируется разместить семь каменных глыб и разбить площадку для наблюдения за закатом солнца.

Возле Сейма сооружён памятный знак в честь защитников баррикад.

В прессе сообщалось об устройстве Зала истории, достижений и традиций латвийского хоккея, в память о выдающихся спортсменах и о их достижениях за 80 лет, но, право не знаю, чем эти планы закончились.

А еще в бывшем Петровском парке увековечены знаменитые латышские композиторы.

Вот видите, сколько у нас случаев именно группового увековечивания памяти!

А депутатам-борцам пожалели военного оркестра!

Но можно ведь найти и другие формы выражения народной благодарности, кроме похорон. Известно, что еще древние греки ставили своим героям памятники при жизни. Депутатам Верховного Совета вполне можно установить бюсты на Эспланаде. Там, где раньше стояли латышские коммунары.

Можно называть звонкими депутатскими именами латвийские корабли, в том числе и военные.

Их именами можно называть и улицы в городах и населённых пунктах. А можно поступить проще — улицу Дудаева переименовать в улицу депутатов Верховного Совета ЛССР.

Точнее было бы — “улица Депутатов Верховного Совета ЛССР, проголосовавших за независимость”, но согласно правилам, длина названия улицы не должна превышать 40 символов.

Еще можно в честь депутатов называть населенные пункты. Например, в Латгалии, где много сел с подозрительными наименованиями — Малиновка, Петрово, Ивантеевка и т.д. А с депутатскими фамилиями они будут выглядеть по-государственному. Например, ту же Ивантеевку можно переименовать в Ивансеевку.

Еще дешевле было бы устроить возле Сейма Аллею славы, на манер голливудской. С отпечатками в бетоне рук, ног, а то и других депутатских частей тела.

Многое еще можно было придумать, чтобы воздать по заслугам борцам за свободу. Но все это сначала должен рассмотреть нынешний парламент. А там уже и так отказали своим предшественникам в достойных похоронах.

Поэтому надо подождать. Хотя бы до выборов. Может, после них с похоронами что-нибудь получится.


Написать комментарий