Дым развеется, завод останется 1

Возмущение жителей Деменской волости, находящихся по соседству с полигоном, хозяином которого является фирма "Эко Латгале", вызвало то, что расположенная рядом свалка промышленных отходов, находящаяся в ведении Даугавпилсского ООО "BAS", воспламеняясь от случая к случаю, распространяет на всю округу ядовитый дым, жертвой которого становятся местные жители и животные. Мало того, здесь же указанная фирма собирается построить сжигатель ядовитого сырья.

Ни дыма, ни огня

На Деменской свалке мастер Валерьян Гедзюн рассказал и показал, что на подведомственной ему территории в данный момент нет ни дыма, ни огня. В сутки свалка принимает около 100 тонн бытовых отходов, которые укаладываются, трамбуются слоями и пересыпаются песком. Вокруг полигона проходит обводная канава, кроме того место свалки окружено 12 колодцами, вода из них, по утверждению В. Гедзюна, регулярно подвергается лабораторному анализу. На территорию полигона, обнесенную забором, не могут попасть ни животные, ни посторонние лица, — утверждал мастер: вход и въезд возможен только через центральные ворота.

Беспокойная Рита

Рядом с полигоном находится другая свалка — промышленных отходов, которой с 1999 года владеет Даугавпилсское ООО “BAS”, председатель правления — Эрик Трукшан. В день приезда репортера ничего здесь не горело. Стоит пояснить, что проблема задымленности возникла не сейчас, а несколько месяцев назад, когда кто-то подпалил свалку, которая довольно длительное время окуривала вокруг себя все живое диоксиновым угаром. Естественно, люди были возмущены. Но почему проблема возникла именно осейчас, когда дым давно равеялся?

Работница полигона Рита Лукьянова, чей дом расположен рядом, вступила в поединок с руководством ООО “BAS”, которому, практически, не дает спокойно жить: “Я без разрешения волости не могу дерево срубить, а здесь целая свалка. Да еще завод собираются строить.” На что соседи отвечают: “Вы и сами на полигоне дымите в три трубы”.

Слов нет, скандальная свалка не красит местность: в одном месте гора отходов, в другом — ими занято пол-поля. Технический директор 000 “BAS” Григорий Колосов, сказал, что никто не собирается сжигать отходы. А тот злополучный очаг возгорания возник по причине поджога. Рита же доказывает, что он был спровоцирован самими работниками свалки.

Диоксиновые страдания

Хутор пенсионеров Роберта Озолса и его 85-летней матери Антонины Озолы находится в нескольких сотнях метров от свалки. По словам хозяев, когда дым обволакивает усадьбу, нечем дышать: “Голова сильно болит, кашель душит и в теле — ломота.” Мать и сын считают, что по этой причине болел их конь Орлик, поначалу страдавший задышкой, а затем вмиг испустивший дух.

Соседи Озолсов Ольга Малявка и Иван Миньчонок тоже жалуются на задымленность. Бабка Антонина Озола, всю жизнь проработавшая в колхозе, вырастившая и воспитавшая четверых детей хочет дожить свой век на свежем воздухе.

Та же проблема у жительницы хутора “Земенес”, инвалида, 76-летней Анны Кевиш: “Во время задымления у меня голова раскалывается от боли, и горло дерет. Дым давкий и едкий. В могилу раньше времени загонят.” Пенсионерка даже избавивилась от единственной кормилицы — коровы, которая, наглотавшись дыма, “становилась глумой и буйной”. Кроме кота да пса бабка Анна в хозяйстве сейчас никого не держит. По ее словам, грибы из окрестных лесов, которые раньше, не опасаясь, можно было употреблять в пищу, теперь стали горькими. Дочь Анны Эльвира, приезжая к матери из города, не раз подвергалась дымной “терапии”, оставлявшей на ее теле пятна и болячки. Однажды даже пришлось вызывать “скорую” помощь.

Проблему надо решать

Председатель правления ООО “BAS” Эрик Трукшан рассказал, что несколько лет назад в управлении коммунального хозяйства Даугавпилса был разработан проект промышленной утилизации отходов, реализовать который по некоторым причинам не удалось. В настоящее время проблема переработки этого опасного вторсырья в Латвии стоит очень остро, точнее, она вообще не решается. ООО “BAS”, заключая договора почти с 200 предприятиями Латгальского региона, принимает у них опасные промышленные отходы. География широка: Ливаны, Прейли, Екабпилс, Краславский район. Основным поставщиком отходов является локомотиворемонтный завод.

К концу следующего года в расчете на банковский кредит и Еврофонды 000 “BAS” хочет построить на месте нынешней свалки высокотехнологичный сжигатель австрийского производства стоимостью почти в 2 миллиона евро. Работой будут заняты около полусотни человек. В некоторых развитых странах подобные предприятия работают в черте города и это ни у кого не вызывает шок. В сжигателе осуществляется строжайший посекундарный контроль качества переработки отходов и степень влияния процесса на окружающую среду. “Мы не просим у государства денег, мы сами хотим решить эту проблему, — говорит Э. Трукшан, — Но почему-то формируется негативное общественное мненине.”

Весной прошлого года Э. Трукшан попросил директора Даугавпилсского управления охраны среды Павла Кацарса анулировать выданное ему разрешение на сжигание отходов, действующее до 2007 года. Теперь речь идет только о строительстве завода.

Э. Трукшан уверен, что цивилизованная утилизация отходов во сто крат лучше организации обыкновенной свалки, последствия которой люди будут испытывать не один десяток лет: “Почему-то считается, что дым из трубы — плохо, а зарывать мусор в землю — это хорошо.”

“Фирма не хочет диалога”

Так оценила ситуацию председатель Деменской волости  Валентина Гадзане, которая, по ее словам, ни “за” строительство сжигателя промышленных отходов, ни “против”. “За” — это рабочие места и денежные поступления в бюджет волости, “против” — г-жа Гадзане не хочет действовать во вред жителей региона: “Самоуправление дало добро на проектирование завода, но это не значит, что мы согласны на его строительство”.

По информации В. Гадзане, 16 марта согласно решения бюро по надзору за средой ООО “BAS” должно было подать объявление в газету “Латвияс вестниецис” и в одно из местных изданий о проведении оценки последствий влияния на среду. После чего проводится публичное обсуждение данной проблемы жителями волости, которые выносят окончательный вердикт: быть заводу или не быть. “Уже конец апреля, а решение бюро до сих пор не выполнено.” — говорит В. Гадзане, по мнению которой, фирма не желает выслушать мнение специалистов и людей, что создает ненужный ажиотаж. Кроме того, никаких документов от 000 “BAS” касательно строительства завода в самоуправление пока не поступало.

Павел Кацарс, комментируя данную проблему, считает, что надо отдать должное бизнесмену, на свой страх и риск взявшемуся за этот позарез нужный для города дорогостоящий проект, ибо в самом Даугавпилсе этот вопрос пока никто не решает. П. Кацарс отметил, что в настоящее время бюро проводит оценку влияния будущего предприятия на среду. Если заключение будет положительным, вполне вероятно, что предприятию по утилизации промышленных отходов будет построено.

22.04.2005 , 11:30

Анатолий Крылов


Написать комментарий

Сжигать надо с пользой- терло от горения использовать для пользы. Заводик по переработке должен быть ближе к потребителям теплоэнергии или электроэнергии.

На свалке должны работать специалисты, знающие толк в мусоре.