Чем пахнет свежий воздух

Все началось с объявления. Латвийская лаборатория среды искала экспертов для лаборатории запахов. Причем не людей с обостренным обонянием, а обыкновенных, чутье которых не отличается от чутья большинства. Пропустить такое объявление «Час» не смог.

Домик на отшибе

Лаборатория среды находится в Дзинтари, на маленькой улочке Ошу. Найти ее оказалось целой проблемой – домик спрятался за дачными участками, а поскольку еще не сезон, спросить, где же он притаился, не у кого. К тому же если в дверь просто так постучишься, тебе еще и не откроют – здесь работают только специалисты и договориться о посещении надо заранее и на точное время.

Лаборатория оказалась небольшой. Нас, решивших попытать счастья стать «нюхачами», оказалось четверо – именно столько человек здесь можно проверить на профпригодность за раз. Нам – актрисе Ивете Юрберге, дежурному автостоянки Хенриху Римексису, инженеру лаборатории среды Модрису Перконсу и вашему покорному слуге – предстояло сдать экзамен – понюхать образцы. Если способности окажутся средними, то есть шанс в дальнейшем получить работу.

- Проверка занимает около часа, – инструктирует нас начальник отдела анализа атмосферы Гунтис Янсонс. – За это время мы сделаем два захода по три сессии. Сессия состоит из десяти раундов, за которые машина выдает разные комбинации свежего воздуха и запаха. Всем все понятно?

Упомянутая машина напоминает некий космический агрегат, мигающий лампочками. Цвет ее красный, агрессивный. На пружинной трубочке покачивается специальная нюхательная воронка – в нее и надо сунуть нос. К агрегату на шнуре, похожем на телефонный, присоединен пульт с кнопкой. Его надо держать в руках – и, как только почувствуешь запах, тут же нажать кнопку.

Внимание! Идет анализ!

Гунтис Янсонс приносит полиэтиленовый пакет, открывает пробку и дает каждому понюхать, чтобы мы запомнили запах. Аромат густой, вкусный, давно знакомый и ассоциирующийся с приятной атмосферой кафе. Так пахнет только кофе.

Потом мешок присоединяют к аппарату, и начинается экспертиза. Загораются лампочки, аппарат гудит и выдает струю воздуха. Воздух без аромата кофе, с кисловатым, каким-то механическим запахом.

- Когда будет пахнуть так, как сейчас, ни на что не нажимайте, – предупреждает Гунтис. – То, что вы сейчас нюхаете, аппарат считает чистым воздухом. Следите за лампочками! Когда они загораются – вдыхайте, когда гаснут – выдыхайте. Если почувствуете запах кофе – жмите на кнопку.

Сидим. Вдыхаем-выдыхаем. Лица сосредоточены, как у серьезных исследователей. Руки нервно тискают кнопки. Краем глаза вижу, как мой сосед Модрис закрывает глаза. Закрываю и я. Вдох-выдох. В нос то и дело шибает «свежим» воздухом. Эта «свежесть» пахнет какой-то промзоной, и в ней, кажется, можно спрятать любой запах.

Когда наконец доносится слабый аромат кофе, с запозданием жму на кнопку. Наверное, запах застревает в носу, потому что в следующий раз я тоже ощущаю слабый аромат кофе. На самом же деле его в воздухе нет – мне просто кажется. Правда, понятно это станет позже, когда результаты экспертизы будут распечатаны, а пока я судорожно, как загнанная лошадь, втягиваю в себя воздух, надеясь уловить в нем запах кофе. В течение двух минут он доносится еще дважды.

Ограничения «экспертов»

После экспертизы – обсуждение результатов и небольшая передышка. Я почувствовал запах кофе трижды, мои коллеги – четырежды. Оказывается, я плохо готовился к экзамену. За день до него «нюхачу» нельзя употреблять алкоголь, курить и пользоваться косметикой и парфюмерией с сильным запахом. С парфюмерией и алкоголем у меня все чисто, а вот курить – курил. Оттого и обоняние послабже, чем у других. Соответственно, если курить не брошу, то не видать мне работы эксперта как своих ушей без зеркала.

Через пять минут наш экзамен продолжился. Все показывают примерно одинаковые результаты. После трех сессий выясняется, что мы с охранником Хенрихом эксперты ненадежные – волнуемся, на кнопки жмем не вовремя. А вот актриса Ивета и инженер Модрис ошибаются меньше и четко отмечают, когда они запах чувствуют, а когда – нет.

Следующий анализ более сложный – нужно определить уже не тонкий аромат кофе, а противную вонь выхлопных газов. Перед началом экзамена нам дают ее «продегустировать». Как ни странно, но этот запах оказывается не столь сильным, как запах кофе, хотя, например, во многих автомастерских он ощущается куда как явственно.

Приникнув к воронкам, ловим этот неприятный запах. Хитрая машина непредсказуема. Определить по косвенным признакам, когда идет чистый воздух, а когда – воздух с примесью выхлопных газов, невозможно – в каждую воронку он подается в разное время и с разной интенсивностью. Сложность заключается еще и в том, что «свежий» воздух пахнет почти так же, как автомобильные газы. Когда их концентрация большая, их еще можно различить, а когда слабая – для меня эти запахи неразличимы.

Кнопку нажимаю практически наугад – только когда машинная «свежесть» особенно досаждает. К моему удивлению выяснилось, что с определением выхлопных газов дела у меня обстоят лучше, чем с определением кофе. Хотя эксперт из меня аховый. Перепутать свежий воздух с выхлопом – это в высшей степени непрофессионально.

Финансы поют романсы

- Идеальный средний «нюхач» будет постоянно определять сильные концентрации запаха, а на слабые и на свежий воздух реагировать не будет, – смущаясь, объясняет Гунтис Янсонс. – Но набрать таких людей непросто. Требования у нас серьезные, а денег мы платим немного.

Оказывается, что платят экспертам, как и всем инженерам лаборатории. То есть 200 латов за 120 рабочих часов в месяц. Соответственно, один час (без вычета налогов) стоит 1,67 Ls. Сколько часов в неделю придется трудиться эксперту, пока неизвестно, но на начальных этапах не так уж и много. Эта новость убивает интерес всех претендентов, независимо от их социального положения. Только спокойный Модрис воспринимает все философски.

- Если будет время, могу подработать, если не будет, то и не беда, – флегматично рассуждает он. – Я же все равно здесь сижу.

Ивета, напротив, возмущается. Только на проезд она потратила два лата. А ведь еще и покушать надо – до Кекавы путь неблизкий.

- За день съемок мне платят 20 латов! – горячится она. – А здесь чуть больше полутора латов без вычета налогов! Разве можно сравнивать эти доходы?

В ходе горячего обсуждения становится ясно, что работа может быть интересна только самим сотрудникам лаборатории да местным юрмальским безработным. Но чтобы все было по правилам, предложить ее надо всем. Так что вы тоже можете себя попробовать в роли дегустатора запаха. Звоните по телефону 7751409 и договаривайтесь о встрече.

15.04.2005 , 11:12

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий