Коричневые мечты «деколонизатора» Фрейманиса

"Деколонизация — воображаемая и возможная" — под таким заголовком одна из массовых латышских газет, Neatkariga, опубликовала вчера пространный опус академика Яниса Фрейманиса. Сей ученый муж давно преуспел на ниве ультранационализма, и титульному электорату это очень даже нравится — недавно г–н Фрейманис был переизбран в Рижскую думу по списку Народной партии.

Прежде всего г–н Фрейманис рассуждает, почему в Латвии столь живуча гардистская аббревиатура DDD — деоккупация, деколонизация и дебольшевизация. "Организованная государством политика интеграции двух наций, по меньшей мере в понимании политически активных людей, провалилась, мы понемногу начинаем сживаться с долго скрывавшимся и глупо непризнававшимся фактом, что живем ведь в двухобщинном обществе! Никакие латвийцы не выходят из наших русских, еще меньше — из латышей. Вместо этого общество радикализируется, и долго пропагандировавшееся Янисом Юркансом “народное согласие” в конце концов обанкротилось. Пятнадцатилетний эксперимент по созданию единого общества рассыпался 12 и 16 марта этого года, когда это, наконец, признала даже официальная государственная власть. Ко всему этому сейчас добавляются и угрозы наших противников превратить и 4 мая у памятника Свободы в шабаш великорусских шовинистов".

Во многом, как ни странно, с депутатом Фрейманисом можно согласиться — ассимиляция русской языковой общины действительно потерпела крах, а вот с помощью натурализации общность потенциальных избирателей партий, защищающих эту общину, существенно возросла. У этнократов, к которым относится сам Янис Фрейманис, начинает земля гореть под ногами. Поэтому представитель партии премьер–министра Калвитиса и предлагает: “Пришло время о главном лозунге Латвийского национального фронта не только пренебрежительно морщиться, но говорить по существу”. “Речь идет о том, что если полная интеграция двух общин на основе латышскости в Латвии нереальна, то одним из решений по меньшей мере является систематическое ослабление одной общины, хотя бы ее наиболее воинственной части”, — открывает карты Фрейманис.

Увы, “деколонизация и деоккупация силой для Латвии как страны ЕС нереальна как политически, так и физически”. “Те наши сожители, которых мы сто раз хотели бы видеть уходящими, а не приходящими, тоже не из дурдома. Они совершенно обоснованно потребуют выплатить солидные расходы на переезд и устройство для начала новой жизни в другой стране, ибо их там также никто не ждет”. "Почему же мне, Янису, Петерису или Микелису, надо было бы платить за комфорт наших недругов в нашей “дружеской” соседней стране?" "Добровольных переселенцев “купить” не удастся", — констатирует Фрейманис. Поэтому он предлагает обратиться к воспитанию нового “послеатмодского” поколения. "Думаю, что оно сразу не будет совсем толерантным, — прогнозирует политик Народной партии. — Старые ветераны Отечественной войны своих внуков и правнуков обязательно научат своим представлениям о “заслуженном месте” великой русской нации в мире, и латышская мамочка своим внукам обязательно оставит лучшее, что у нее есть — свою любовь ко всему латышскому и землице, которую Латвией зовут". “Ранее водораздел двух общин был частично обоснован идеологически, но теперь остается только один–единственный этнический фактор”.

“Единственным надежным ресурсом” для осуществления доктрины DDD Я. Фрейманис считает “содействие возвращению потомков латышских эмигрантов Запада”. “Будет известное улучшение этнического состава Латвии”, — мечтает автор. Но, думается, не совсем искренне — ему ли не знать, что число вернувшихся за последние 15 лет составило едва несколько тысяч, — разобрали недвижимость и высшие посты в государстве, попользовались, да и укатили в основном обратно.

“К счастью, есть еще один выход — это глобализация”, — продолжает Я. Фрейманис. “Например, те, кто 4 мая 2005 года хотят неуместно митинговать, легко смогут уехать совсем — прочь от слишком латышской и неприятной Латвии в любой совершенно приемлемый плавильный котел народов Европы”. “То, на каком языке наши нацболы там будут говорить, больше не важно. Главное, что они там точно не будут говорить на ненавистном латышском языке, и этого им хватит”. “Покажем нашим неудовлетворенным деоккупируемым и деколонизируемым дорогу на их землю обетованную. Айда на Запад, где латышский язык не будет обязательным! Используем то, что шведы, норвежцы или немцы сами очень не хотят быть дворниками, ассенизаторами, официантами и уборщицами. Покажем своим согражданам и сонегражданам место, где они все же смогут завоевать свои стартовые позиции. Научим их, и основной принцип глобализации — где хлеб, там и родина — заработает в нашу пользу. И тогда DDD и господин А. Гарда больше не будут ничем экстремистским или чрезмерным, и сам лозунг из трех букв начнет работать”.

Не правда ли, красиво Фрейманис расписал? Да вот только не учел, что среди недовольных фашизацией Латвии есть тысячи вполне взрослых людей, совершенно не нуждающихся в каких–то “стартовых позициях”. И чем глубже они убедятся, что представитель ПРАВЯЩЕЙ партии представляет им и их детям выбор между “латышской Латвией” и бытием дворника в ЕС, тем больше шансов, что политическая жизнь в Латвии в ближайшие несколько десятилетий будет о–очень зажигательной. Мне даже жаль, что Я. Фрейманис в свои 70 главного–то и не увидит.

13.04.2005 , 14:58

"Вести сегодня"


Написать комментарий