Латвия как аутсорсинговая супердержава

Если оффшорное программирование в Латвии сравнительно развито и существует достаточно давно, то ИТ-аутсорсинг в Латвии пока развивается не так активно, хотя потенциал для роста в этой сфере имеется.

В Европе рынок аутсорсинга в прошлом году составил 28 млрд. EUR, так что Латвии есть за что побороться с теми же индийцами, а также с конкурентами из Белоруссии, России и стран Восточной Европы. Телеграф при помощи экспертов постарался разобраться в этом вопросе.

С чем его едят

В иностранной прессе регулярно повторяется одна и та же мысль: “Страны Восточной Европы являются идеальным местом для самых различных видов аутсорсинга”. Термин аутсорсинг в самом широком смысле означает передачу всей работы или ее части на субподряд. Под ИТ-аутсорсингом, по определению компании IBM, понимается привлечение компанией внешнего консультанта или поставщика услуг для управления компонентами своей внутрикорпоративной ИТ-инфраструктуры, персоналом и т.д. Это позволяет компании сконцентрироваться на профильных задачах своего бизнеса, не отвлекаясь на решение задач в сфере ИТ. Кроме того, к термину ИТ-аутсорсинг очень плотно примыкает такое понятие, как оффшорное программирование, то есть разработка программного обеспечения для иностранных заказчиков.
Может показаться, что речь идет о каких-то заумных теоретических бизнес-концепциях, не имеющих отношения к латвийской действительности, но это не так. Согласно данным компании TPI, объем мирового рынка аутсорсинговых услуг в 2004 году достиг 58 млрд. EUR, из которых 67% приходится на ИТ-аутсорсинг, а 33% — на аутсорсинг бизнес-процессов. По итогам 2004 года европейские компании являются лидерами по объему аутсорсинговых договоров, совокупную сумму которых TPI оценивает в 28 млрд. EUR.

Очередь заказчиков

При этом недавнее исследование компании Accenture, в котором приняли участие представители 238 крупных мировых компаний (годовой объем продаж 17% участников опроса превышает 10 млрд. USD, а у 60% участников — 1 млрд. USD), показало, что 30-40% крупнейших предприятий “старой” Европы считают (а также уже используют или собираются использовать в ближайшие 3 года) лучшим направлением для аутсорсинга страны Восточной Европы.
Если Латвии достанутся хотя бы крошки от европейского аутсорсингового пирога, то мы будем более чем сыты. Например, рынок оффшорного программирования в России растет очень быстрыми темпами: в 2004 году его объем превысил 500 млн. USD, а по прогнозам в 2005-м российские ИТ-компании смогут заработать на оффшоре до 1 млрд USD. К сожалению, по Латвии такой статистики нет. Однако оффшорное программирование у нас развивается уже давно, многие латвийские программисты активно работают “на экспорт”, а вот ИТ-аутсорсинг пока особых оборотов не набрал.

Идеальный исполнитель

Существует такой термин — “страны с низкими затратами”, подразумевающий государства с низкой заработной платой, но сравнительно квалифицированной рабочей силой. С компаниями из таких стран и заключаются так называемые аутсорсинговые контракты. Латвия со своим последним местом в ЕС по величине ВВП на душу населения, сравнительно (со странами ЕС) низкими налогами и зарплатами, безусловно, подходит под это определение.
Что касается качества специалистов, то на эту тему у нас принято говорить трагическим тоном. А ведь все не так плохо, по крайней мере, в ИТ-сфере. Об этом свидетельствуют данные компании Brainbench, которая регулярно проводит на своем сайте в Интернете так называемые Bench Games.

С мозгами все в порядке

Bench Games — это международный конкурс, в рамках которого любой ИТ-специалист может пройти сертификацию, то есть выполнить набор заданий (относящихся к выбранной им сфере ИТ) и получить оценку. В этом году игры проходили с 21 марта по 5 апреля, и, согласно промежуточным результатам, к 28 марта сертификацию прошли 100 тыс. специалистов из 150 стран мира. Ожидается, что в этом году в Bench Games примут участие 500 тыс. специалистов со всего мира. Окончательные итоги по числу участников еще не оглашены, но известно, что по количеству сертифицированных Brainbench ИТ-специалистов Латвия занимает 6-е место в мире, уступая лишь таким признанным лидерам, как Индия, США, Россия и Украина.
В то же время Латвия занимает 3-е место в мире по числу сертифицированных Brainbench специалистов на душу населения в стране. Так что с квалифицированными программистами и “айтишниками” дела у нас обстоят не так плохо.

Потенциал без развития

Другое дело, что оффшорное программирование у нас более или менее развито, а вот ИТ-аутсорсинг пока не очень. Получается, что потенциал есть, а развития нет. Почему так?
Особую роль сыграло прежде всего историческое развитие. Оффшорное программирование зародилось в СССР, в том числе и в Латвии, еще в середине 80-х, с началом перестройки, когда свобода уже была, но “мозги” стоили еще потрясающе дешево, и сотрудник какого-нибудь НИИ был готов сутками не отходить от монитора за 50 долларов в месяц. Эти деньги американский программист не самой высокой квалификации получает за час.
Сейчас все обстоит иначе, программированием “на экспорт” давно и сравнительно успешно занимаются, например, такие компании, как Exigen (DATI и Exigen Latvia), Microlink, IT Alise и другие фирмы, многие из которых не любят афишировать свою деятельность. Между тем об участии Латвии в глобальных проектах, связанных с оффшорным программированием или ИТ-аутсорсингом, пока ничего особо не слышно, за исключением успехов Exigen, которая участвовала в ИТ-проекте по заказу американских медиа-корпораций Universal Music Group и Warner Music Group. Кроме того, в январе Lattelekom и Exigen Group оформили стратегическое партнерство, в рамках которого планируется предоставлять услуги по аутсорсингу бизнес-процессов в ЕС и Восточной Европе.

Мнения

Так почему у нас не развивается ИТ-аутсорсинг?

Янис РАНЦАНС, менеджер по продажам и развитию бизнеса в Латвии компании Microlink:
— Ну почему не развивается? В сфере аутсорсинга и оффшорного программирования у нас есть определенные достижения. Другое дело, что работать в этих областях не так просто из-за огромной конкуренции.
Что касается программирования, то конкуренты у Латвии серьезные: Белоруссия, Украина, Россия, Индия. И это не просто конкуренты, а конкуренты, обладающие ресурсами, которые в Латвии просто недоступны. Например, в Белоруссии сейчас имеется около 40 тысяч квалифицированных ИТ-специалистов. Сравним с Латвией: в Microlink заняты 100 программистов, у DATI и Exigen Latvia в сумме получается около 700, в IT Alise, наверное, около 100 работает. Итого получаем около 1000 специалистов, услуги которых мы можем предложить иностранным заказчикам. А в Индии насчитывается приблизительно 400 тысяч программистов различного уровня. Это просто несравнимые величины.
Однако мы и другие латвийские компании достаточно активно работаем на заграничных заказчиков. Ведь в масштабах ЕС, с точки зрения расходов, Латвия остается очень выгодной страной. Но и тут нам уже дышат в спину так называемые “страны — соседи ЕС”: Хорватия, Сербия и Черногория, Македония, Румыния. Там ИТ-специалистов хватает, а с точки зрения цены они гораздо выгоднее, чем Латвия. Поэтому говорить об огромном аутсорсинговом потенциале Латвии я бы не стал.

Айвар ЮНГА, руководитель ИТ-отдела АО Diena:
— Для начала ИТ-аутсорсинг должен стать популярным на местном уровне. Поэтому я буду говорить с точки зрения латвийского бизнесмена, который может передать на аутсорсинг какие-то элементы своей деятельности.
Главное условие здесь — цена. Очень часто получается так, что услуги сторонней компании обходятся дороже, нежели работа собственного штатного, постоянно загруженного ИТ-персонала.
Второе — это риск. Существуют такие риски, которые компания никогда не отдаст на аутсорсинг. Например, ответственность за безопасность банковской информации банк никогда не передаст сторонней фирме. Кроме того, существует так называемый риск “непрерывности ИТ-обслуживания”. Иначе говоря, сервер или сеть, находящиеся в 20 м от компании, гораздо надежнее, нежели те, что отдалены на 20 км.
В то же время если некий объем работы для предприятия не является критическим, то его можно отдавать на аутсорсинг. В частности разработка программного обеспечения — это сфера, в которой мы в большинстве случаев полагаемся на сторонних разработчиков. Если же речь идет о каких-то критических для бизнеса вещах, то аутсорсинговый договор со сторонней компанией должен быть настолько драконовским, что с точки зрения цены ее привлечение полностью утратит свой смысл.
Что касается участия латвийских компаний в глобальных проектах, то здесь им не хватает одного — серьезного объединения усилий. Для наших людей характерна одна черта — нам трудно прийти к единому мнению в крупных делах, в этом и проблема. Например, объединение DATI и Exigen Latvia с этой точки зрения было очень позитивным событием. Только объединившись, можно начинать задумываться об участии Латвии в крупных глобальных проектах. Подчеркну, не участвовать, а задумываться об участии. Ведь в реальности, если мыслить в масштабах крупного заказа из США, то те же DATI вместе с Exigen выглядят сравнительно маленькой фирмой.

Андрис СКАДИНЬШ, руководитель отдела сервиса IBM Latvija:
— Начнем с того, что ни у DATI, ни у Exigen Latvia никаких серьезных аутсорсинговых договоров нет. Если говорить об ИТ-аутсорсинге как о передаче каких-то функций компании стороннему подрядчику, то латвийские ИТ-фирмы не виноваты, что они не особо сильны в этой области и недоразвитости ИТ-аутсорсинга в Латвии вообще. Наша компания в Латвии занимается маркетингом ИТ-аутсорсинга уже четыре года, и мы видим, что ИТ-компании в этой сфере достаточно активны, тогда как потенциальные клиенты мыслят старыми категориями и не спешат отдавать часть своей деятельности на аутсорсинг.
Большое значение имеет и вопрос величины расходов. Три года назад цены любых ИТ-проектов составляли настолько ничтожный процент в расходах латвийских фирм, что с затратами на ИТ просто никто не считался. Вдобавок у нас до сих пор в моде старый проверенный подход: проще нанять студента и платить ему карманные деньги, нежели отдавать что-то на аутсорсинг.
Мы в IBM Latvija достаточно активно рассматриваем Латвию в качестве возможного места как для ИТ-аутсорсинга, так и для оффшорного программирования. Реально перенести какие-то бизнес-операции в Латвию возможно, пожалуй, только из стран Скандинавии, которые во всех отношениях гораздо “дороже” Латвии. Но если смотреть глобально, то на мировом аутсорсинговом рынке Латвия уже давно не является самой выгодной страной. По настоящему масштабные программистские центры сосредоточены в Индии, активно развиваются Китай, Россия, Белоруссия.
Но все-таки для Латвии не все потеряно. Поясню на примере. Те же немцы уже давно открыли Индию в смысле оффшорного программирования и успели интенсивно поработать с индийскими программистами около 3 лет. Так вот, немцы пришли к заключению, что в плане цены индийская рабочая сила — это отличное решение, зато это далеко не лучший вариант, когда нужно разработать клиентский интерфейс программы, предназначенной для типичного западного пользователя. Я не хочу говорить ничего плохого об индийских программистах, но они являются представителями иной нации и совершенно иной культуры, поэтому и появляются проблемы, когда в написании программ речь заходит о “человеческом факторе”. С точки зрения менталитета латвийские программисты гораздо ближе к Западу, нежели индийские или белорусские. Так вот и получается, что для потенциального европейского заказчика обращаться к латвийским программистам выходит лишь ненамного дороже. Однако в результате из-за экономии на улучшенной коммуникации, то есть на времени реализации проекта, его конечная цена будет лучше, нежели у индийцев.

08.04.2005 , 13:32

Ким КОСМАЧЕВ


Темы: ,
Написать комментарий