Сантим миллиард бережет 1

Сообщения о повышении стоимости горючего появляются нынче почти каждую неделю. Причиной тому, как объясняют доморощенные эксперты, являются постоянно растущие мировые цены на нефть.

Телеграф же, изучив колебания стоимости бензина в разных странах мира, пришел к выводу, что главным ценообразующим фактором являются все-таки не мировые тенденции, а торговая политика владельцев АЗС.
Мировые цены на нефть постоянно поднимаются с декабря прошлого года. Время от времени они сбрасывают пару долларов, но сразу же набирают их вновь, да еще и с лихвой. Итог: за четыре месяца цены на нефть выросли с 39 до 55 USD за баррель, или на 41%. А буквально на днях был установлен новый рекорд: майские фьючерсы на нефть марки Brent в Лондоне достигли 56,5 USD, а в Нью-Йорке — почти 58 USD за баррель.
Но вот что интересно: при одинаковом для всех повышении цен на нефть прирост стоимости бензина 95-й марки был очень разным. Например, в Германии, Финляндии и на Украине он равнялся нулю. В Великобритании и Литве цены повысились на 3-4%, в Швеции — на 10,6%, а в нефтеносной Норвегии — на все 16%. Или вот еще парадокс: в то время как во многих странах горючее дорожало или в лучшем случае продавалось по той же цене, в Эстонии оно дешевело.

Субъективный фактор

Очевидно, дело все-таки не в росте мировых цен и не в решениях ОПЕК уменьшить или увеличить добычу черного золота. Тогда в чем? При изучении цен на бензин 95-й марки в разных странах мира можно обнаружить интересную закономерность: горючее активно дорожало там, где наибольшим числом автозаправок владеют государственные компании. В первую очередь это норвежская Statoil, польская PKN Orlen и хорватская INA. Самую гуманную ценовую политику проводит BP или компании, с которыми она объединилась: BP/Aral в Германии, ТНК-ВР на Украине и собственно сама BP в Соединенном Королевстве.
Следовательно, дело в маркетинговой политике так называемых ценовых лидеров, или компаний, которым в конкретной стране принадлежит наибольшая доля рынка розничной торговли горючим. К тому же вышеупомянутые компании являются не просто торговцами, они сами добывают нефть, сами перерабатывают ее на своих НПЗ и сами продают через сеть принадлежащих им АЗС. Получается полный и закрытый цикл движения товара, в который не вмешиваются посредники-нахлебники. Единственным внешним фактором, влияющим на цену горючего, являются налоги. Таким образом, отпускная цена литра горючего зависит фактически только от аппетитов самой компании и государства, взимающего налоги.

Доходное место

Об аппетитах нефтедобытчиков и нефтеторговцев можно судить по свежему рейтингу крупнейших компаний мира журнала Forbes. Он показывает, что они не бедствуют.
Прошлогодняя прибыль ЛУКойл составила 16,7% от оборота, прибыль Statoil Group, Exxon Mobil и ChevronTexaco колебалась в пределах 8-9%. Самыми скромными оказались Royal Dutch/Shell Group (6,9%) и ВР (5,5%).
Но не забудем, что АЗС зарабатывают не только на продаже горючего. У подавляющего большинства есть сопутствующий бизнес — автомойки, магазины, кафе, центры технического обслуживания автомобилей. Магазины, в зависимости от их размера, могут приносить АЗС до 50% прибыли; собственно сама торговля горючим дает примерно 25% прибыли, услуги автомойки — 15—19%. Доход сопутствующего бизнеса принято вычислять в центах на литр проданного горючего, и он может составлять от 5 до 10 центов на литр. Так что АЗС в любом случае в накладе не останутся, даже если и не будут повышать цены на горючее. Но заработать хочется всегда и как можно больше. И если на один литр накинуть 1-2 сантима, вроде как и незаметных для потребителя, к концу года набежит несколько сот миллионов.

08.04.2005 , 13:30

Снежанна БАРТУЛЬ


Темы: ,
Написать комментарий

Уже нефть давно 53 за барель, счас на терминале вижу... скоро будет 10 за барель :)