Ventspils nafta – наш «неразменный рубль»

Накануне пасхальных праздников стало известно, что идея о формировании единого пакета акций Ventspils nafta c целью дальнейшей его продажи в рамках приватизации компании благополучно провалилась. Переговоры минэкономики с частными акционерами, похоже, зашли в тупик. Значит ли это, что и правительству Айгарса Калвитиса не удастся решить задачу, которая оказалась не под силу многим его предшественникам?

Правительство пытается продать то, что ему не принадлежит

Приватизация Ventspils nafta, некогда одного из флагманов латвийского транзита, а ныне многоотраслевого концерна, в прямом смысле слова владельца заводов, газет, пароходов, началась еще в 1996 году. Пройдя четыре этапа, сопровождавшихся громкими и довольно регулярными скандалами, процесс этот тихо завял в стадии, когда двум крупным акционерам – частному AO Latvijas Naftas tranzits и государству стало принадлежать 49% и 38,6% акций соответственно. Нынешнее правительство, которое стоит перед задачей завершить процесс приватизации в стране, скрепя сердце решилось поставить этот вопрос на повестку дня со всяческими оговорками, что никакого окончательного решения еще не принято, просто «ситуация оценивается».

Однако министр экономики Кришьянис Кариньш ситуацию отчасти уже оценил – образно и емко объяснив, что в нынешних условиях мощный концерн для государства все равно что «пустая скорлупа». Оно не получает никаких дивидендов со своей собственности с 1999 года и практически не влияет на принятие решений. Ключевую роль в управлении играют акционеры компании – AO LNT – собственно, поэтому и пришлось все начинать с переговоров с ними. Ситуацию осложняет тот факт, что уже пару лет одна из главных «достопримечательностей» VN – нефтяная труба на Вентспилс – стоит пустой и частные акционеры уже давно ищут стратегического инвестора, который снимет эту «бабу с их воза».

Кстати, по слухам, до сих пор среди акционеров были кое-какие разногласия по стратегическим вопросам, но, опять-таки по слухам, теперь им удалось достичь некого консенсуса, и в результате продажа акций для миноритарных акционеров стала совсем не актуальной.

«Час» попросил прокомментировать ситуацию зампредседателя правления AO LNT и зампредседателя совета AO Ventspils nafta Владимира Соломатина.

Почти непристойное предложение

- Приватизация Ventspils nafta стала «крепким орешком» не для одного латвийского правительства. Не исключение и нынешний Кабинет, – считает г-нСоломатин. – Предыдущее правительство тоже начало свою работку с попыток изменить условия приватизации, собирались было даже наложить арест на акции компании, но ничего путного из этого не вышло. В последний раз был поднят ажиотаж при правительстве Репше, теперь на те же грабли наступает Кришьянис Кариньш. Ничего другого, кроме попытки заработать себе политические дивиденды, я не вижу. К сожалению, до сих пор приватизацией руководили политики и партии, и, видимо, «благодаря» этому процесс этот до сих пор не завершен.

Предложение об объединении пакетов акций не имеет под собой юридических оснований. Все 8лет LNT исправно выполняла взятые на себя обязательства, за это время частные акционеры выплатили государству более 70млн. латов, и теперь нам непонятно, почему правила приватизации должны быть изменены.

Правила эти пока никто не отменял. И они предусматривают, что государство может свободно распоряжаться только 26 процентами акций, при этом 5 процентов должны быть проданы на бирже, а 7 – на международных финансовых рынках. Для того чтобы предложить потенциальному покупателю контрольный пакет, который его может заинтересовать, возможностей явно не хватает. Вероятно, отсюда и возникла мысль об «объединении», но она, логичным образом, LNT не обрадовала. Предприятию, которое сейчас фактически управляет концерном, предложили выложить 13своих процентов (чтобы у государства образовался контрольный пакет) и отодвинуться от руля. Стоит ли удивляться, что это предложение было расценено как «неинтересное».

- Мы не видим в нем экономической целесообразности! – недвусмысленно заявил Владимир Соломатин.

Без политики нет экономики

Кстати, об экономической целесообразности. У акционеров есть и еще кое-какие пусть не претензии, но замечания в адрес государства.

- Фактически мы стали заложниками политических отношений между странами. (Имеются в виду отношения между Латвией и Россией, в контексте которых хочешь не хочешь, а приходится рассматривать опустевшую нефтяную трубу. – Авт. ) Многие говорят, что Вентспилс сам виноват в сложившейся ситуации, но мы же не самоубийцы! Ведь раньше мы успешно конкурировали с российскими портами и переваливали по 12 миллионов тонн в год. И вдруг все рухнуло. Мы это предчувствовали, потому и решили своевременно диверсифицировать риски. В конечном счете эта тактика себя оправдала, и акционерам нас упрекнуть не за что, – считает глава LNT .

Однако упреки звучат, в том числе и со стороны государства, в том числе и за то, что концерн оброс всевозможными «нетранзитными» структурами, доходов от этого миноритарии не видят, а перевалочные мощности между тем выделены в отдельное предприятие – Ventspils naftas tranzоts . Г-н Соломатин парирует:

- Мы создали успешную холдинговую структуру, каждое подразделение которой самодостаточно. Руководство компании приняло решение избавиться от проблемного участка и привлечь стратегического инвестора, который сможет обеспечить поставки нефти. Реально это означает, что инвестор должен быть из России, а тамошние компании интересует прежде всего терминал. Чтобы облегчить задачу, и было создано VNT . И, между прочим, заинтересованные компании есть, но пока политическая обстановка не будет более благоприятной, вести переговоры с ними будет трудно. В любом случае приход инвестора – это благо, и если его удастся найти, это позволит нам оживить нефтяной транзит, сохранив управление концерном в целом.

Точку ставить рано

Так что вопрос дальнейшей судьбы Ventspils nafta получается многослойным. Возможно, и государство могло бы реализовать свои интересы, если бы удалось найти устраивающую все стороны схему. Например, корректно договориться о том, как могут быть поделены средства от продажи акций. Ведь вопрос цены всегда оказывается решающим. Одно дело – продавать трубу по цене металлолома, а другое – посчитать потенциальную прибыль при условии, что нефть наконец по ней пойдет. Истина, скорее всего, будет где-то посередине. Это касается и пресловутых разногласий между акционерами. Если бы возникла ясность относительно цены, все бы решилось быстрее.

По словам Владимира Соломатина, рабочая группа, включающая представителей государства и работающая над привлечением стратегического инвестора, создана и действует. Процесс этот тесно связан с приватизацией компании и имиджем. Государство должно соблюдать взятые на себя обязательства, а потенциальный покупатель должен видеть, что оно действует последовательно.

- Пока и вопрос об инвесторе, и вопрос о приватизации компании остается открытым, – подчеркнул зампред совета Ventspils nafta .

Справка

АО Ventspils nafta – многоотраслевой концерн, которому принадлежат:
Ventspils naftas terminals – 100% – перевалочные мощности,
LatRosTrans – 66 % – оператор трубопроводов,
Latvijas kuмniecоba – 49,94% – судоходная компания,
Preses nams – 90,07% и Mediju nams – издательство, объект недвижимости,
Rоgas lоcis – 100% – гостиница.

08.04.2005 , 11:04

chas-daily.com


Написать комментарий