Музей оккупации — частная лавочка

В Телеграф обратилась преподаватель истории Рижской строительно-ремесленной средней школы Дайна Калпужа и рассказала о своем, как она выразилась, "необычном приключении". Случилось оно во время посещения группой школьников Музея оккупации.

Строптивая историчка

На днях Дайна решила провести урок истории у 12-классников в Музее оккупации. Такие культпоходы учительница проводит по несколько раз в год уже в течение десяти лет, и, по ее словам, никогда не возникало никаких проблем. Но на сей раз действовать по обычной схеме не удалось.
"Как обычно, зайдя в музей, я поздоровалась с дежурной и хотела пройти в зал (вход в Музей оккупации свободный). Но не тут-то было: впускать нас дежурная не захотела, — рассказывает Дайна. — Перегородила дорогу и говорит: “Вы не можете так пройти”. Спрашиваю: “Почему?” — “А потому что вам надо брать нашего экскурсовода”. Объясняю ей, что я сама преподаватель истории, предметом владею и всегда сама детям все рассказываю. Дежурная ни в какую, дескать, пойдете только с экскурсоводом. Я ей ответила, что никто не может запретить мне рассказывать самой".
Дежурная продолжала упорствовать, но благодаря численному превосходству подопечных Дайны в музей они в конечном итоге прорвались. Наверху не оказалось ни души. Когда после урока учительница с детьми спустилась вниз, их поджидала уже не дежурная, а администратор музея Янис Круминьш.
"Дорогу перегородил — не дает подойти к дверям и выйти из музея, — продолжает повествование Дайна. — Спрашивает, по какому праву я тут рассказываю. Я поинтересовалась, в чем проблема. Он заявил, что необходимо об экскурсии договариваться заранее и непременно брать их гида. Я поинтересовалась, почему я должна это делать. Тем более что мы не всегда планируем экскурсии заранее.
Администратор объяснил свою позицию так: мол, приходят группы с чужими гидами, те проводят экскурсии и получают деньги, а местные гиды остаются за бортом. Я ему сказала, что учитель не является платным гидом — мне школьники денег не дают. А в ответ услышала: “На будущее зарубите себе на носу, что так действовать нельзя”. На что я ответила, что впредь и не буду к ним водить детей, раз к нам такое отношение".
Не все так просто
Как рассказал Янис Круминьш, Музей оккупации принадлежит Фонду Музея оккупации. В совет фонда входит более 20 латышей со всего мира. Раз в году они собираются вместе для разработки дальнейшей стратегии. В совете есть правление, которое следит за выполнением решений, принятых советом. А в подчинении правления находится дирекция и все прочие сотрудники музея.

“Жертвы оккупации” берут реванш

Прокомментировать инцидент Телеграф попросил того самого администратора Музея оккупации Яниса Круминьша. Он рассказал, что музей существует на пожертвования богатых латышей, живущих за границей, и государственные дотации. “Представьте, что к вам домой кто-то приходит и начинает водить по дому экскурсии, — провел странную параллель администратор. — Поскольку эта учительница без спросу пошла сама проводить экскурсию, гид и сделала ей замечание. Когда они закончили свой урок, я хотел очень вежливо рассказать ей о наших правилах, но контактировать с ней не представилось возможным. У нас приняты жесткие правила, по которым человек с улицы не может водить здесь группы. Между прочим, за услуги нашего экскурсовода платить не надо”.
Телеграф предположил, что учитель истории, латышка по национальности, наверняка владеет предметом с “правильной” точки зрения, да и человеком с улицы ее не назовешь. Так в чем же тогда проблема? Прямого ответа на вопрос получить не удалось. Но все же очень хотелось понять: если существует музей, вход в который свободный, то не личное ли это дело каждого, с кем приходить в музей и кому что рассказывать? По словам же администратора выходило, что Музей оккупации — чуть ли не частная собственность, где правила игры устанавливают хозяева. “Правила посещения музея висят в доступном месте, и посетители имеют возможность с ними ознакомиться. Пользоваться услугами нашего гида — одно из этих правил”, — проинформировал администратор.
Признаемся честно: после достаточно продолжительных попыток обсуждения сути конфликта с Янисом Круминьшем Телеграфу не стали более понятными позиция и принципы руководства музея.

07.04.2005 , 12:10

Сюзанна ГНЕДОВСКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий