Алина Кабаева: «Была олимпийской чемпионкой, чемпионкой мира – а сейчас кто я такая?»

Теперь Алина - студентка и поневоле светская девушка. Любая информация о ней обрастает слухами: где, с кем, кто такой?.. В жизни Алина отличается от гламурных девиц. Общается запросто, быстро переходит на ты и очень торопливо говорит. О том, как дела у двукратной чемпионки мира и четырехкратной чемпионки Европы, она рассказала в специальном интервью для «Часа».

«Когда-то я мечтала выспаться»

- Чем вы сейчас заняты, когда вам не нужно тренироваться и готовиться к соревнованиям?

- Я учусь на теле- и радиоведущую, мне очень нравится. Это полезно для человека, который общается с журналистами, выступает перед большой аудиторией. Еще у меня заочная учеба в МГУ – менеджмент гостиничного бизнеса. Раньше училась, конечно, как придется: иногда мне просто зачет ставили – за успехи в спорте. Но сейчас мне нужны знания. Еще я мечтаю сделать свое шоу – пока не знаю, что это будет, может быть, что-то, связанное с художественной гимнастикой. Хотелось бы, чтобы был красивый спектакль с необычными декорациями. Очень много девочек, которые ушли из гимнастики, будут счастливы в нем выступать. Все ждут моего старта. Но пока идея в голову не приходит. Правда, еще и времени нет: только в Японии записала DVD, скоро еду на презентацию. Называется «Уроки от Кабаевой». Я очень рада, что мне есть чем заниматься. А ведь когда я занималась спортом, мечтала, чтобы вообще ничего не делать, только спать.

- Сколько понадобилось времени, чтобы выспаться и отойти от этой гонки?

Photo



- Примерно полгода. Причем после Олимпиады в Афинах я еще нигде не отдыхала – не ездила ни на какое море, ни на какой курорт. У меня такого не было, чтобы я выключила телефон и расслабилась. После Кубка мира, который был в Москве, я сразу уехала в Японию записывать диск. Все время что-то делаю, чему-то учусь – ведь, не буду скрывать, спортсменам невозможно нормально учиться. Когда я после многочасовых тренировок брала уроки английского, то, честно говоря, мозги уже не работали…

- Какие спортивные тренировки остались в вашей жизни?

- Занимаюсь теннисом, но это бывает только два раза в неделю, для своего удовольствия. Я, честно говоря, еще не соскучилась по художественной гимнастике, по этим ненормальным тренировкам. Хотя, может, это случится позже. Сейчас единственное, чего я хочу, – это сделать шоу. Хочу станцевать мою любимую Кармен, причем без гимнастики, и свое любимое танго. У меня еще есть потенциал, есть возможности. Единственное, по кому я скучаю в спорте, это по людям. У нас был праздник – тысячелетие Казани. (Поскольку у меня папа татарин, то и я считаюсь татарка по национальности.) На шоу пригласили выдающихся людей искусства, политики и т.д. Ведущий говорит: «Так, сейчас мы попросим сказать слово спортсменов, где наши спортсмены?» Вот, говорят ему, Марат Измайлов. «Измайлов – хорошо, а где Кабаева? Нам нужна Кабаева!» Это мелочь, но мне было очень приятно.

Вопрос денег меня пока не волнует, и дай бог, чтобы не пришлось думать об этом. Я очень люблю дарить радость людям, и они питают меня своей энергией. Мне очень приятно, что меня любят, искренне болеют – вот по этому я скучаю.

- Не чувствуете ли себя потерянной из-за того, что раньше жизнь была жестко спланирована – подготовка к чемпионату, к Олимпиаде. А теперь вы как бы в свободном полете?

Photo


- В спорте ты всегда знаешь, что тебе нужно. У меня был четкий план жизни: в 9 я вставала, тренировалась. А сейчас у меня нет определенности в жизни. И ничего хорошего я в этом не вижу. Правда, у меня, слава богу, появились учеба и японский проект. Мне нравится, когда мне составляют план, что я делаю вечером, что я делаю утром. Составить себе самой – это просто нереально. А без распорядка дня не знаешь, куда себя деть. Ну, в спортивный клуб съездишь, ну в салон, потом с подружками встретишься – и все. Но это так надоедает! Начинаешь думать: господи, я никому не нужна! Это раньше я была спортсменка, олимпийская чемпионка – а сейчас кто я такая? Но ничего, придет время, мне ведь только 21 год. Я, как губка, впитываю новые знания.

Была задумка сделать мне спортивную программу на телевидении, но это же ужасно – я многого не умею. Я сказала: знаете, пока я не выучусь, не узнаю, как держаться, как говорить (у меня не получается правильно выговаривать некоторые звуки) – не пойду. Зритель включает телевизор, и ты к нему приходишь в гости, и должен сделать так, чтобы ему было интересно. Нас этому учат.

Спортивная семья

- Если заглянуть в начало вашей карьеры: папа – футболист ташкентской команды «Пахтакор», мама – баскетболистка. Наверное, у вас не было выбора, кроме как заняться спортом?

- Мне мама рассказывала, что она всегда хотела быть артисткой: перед зеркалом пела-танцевала, в кружки какие-то ходила. А когда забеременела, то была уверена: ее ребенок будет талантливым, будет звездой. Папа, мама, спорт – это хорошо. Но если ребенок не захочет, то ничего не получится. Конечно, первый шаг должны сделать родители. И поначалу ребенка нужно заставлять немного. Меня тоже заставляли. Потом поняла, что у меня получается, что мне нравится. Мой первый тренер сказала маме: у нее действительно есть талант. И мы из Ташкента поехали в Москву. Сначала меня не хотели даже смотреть, сказали, что старая уже – 12 лет. Потом – что полненькая, нужно скинуть три килограмма, в общем – не подходит. И все это прямо при мне. Мама попросила меня выйти, а потом сказала тренеру Ирине Винер: «Как вы можете при ребенке такое говорить, вы хотя бы посмотрите, как она тренируется!» Ладно, сказала Ирина, пусть идет в зал, разминается. Когда она посмотрела, то тут же меня оставила. Мама после этого шла по улице, плакала и думала: «Что я наделала, отдала дочку!» Потом она уехала. Первое время было очень сложно. Я переживала, скучала, особенно по бабушке. Очень ее люблю.

- Сделали ли вы для себя вывод, чем можно жертвовать ради побед в большом спорте, а чем нельзя?

- На гимнастике много не заработаешь. Ты отдаешь ей массу времени, причем тогда, когда ты должен учиться, думать, кем будешь дальше. Да, мама увидела во мне талант. Но если так разобраться: где была гарантия, что я пробьюсь, со временем стану чемпионкой Европы и мира и куплю квартиру? Не было такой гарантии. Поначалу квартиру мы снимали и жили очень скромно. Поэтому когда родители говорят своим детям, что они должны быть, как Алина Кабаева или Алексей Немов, – они не правы.

Я, например, даже не мечтала быть известной. Просто спокойно тренировалась, занималась своим любимым делом. Тогда все и приходит. Когда выиграла чемпионат Европы, позвонила маме: «Мам, я выиграла, стала чемпионкой Европы!» А тогда соревнования еще в записи показывали, она мне так испуганно: «Дочка, ты что говоришь, ты же еще на пятом месте…» Она была просто в шоке.

Нельзя делать ставку лишь на спорт, бросаться в него, как в омут с головой, – нужно иметь другие занятия в жизни. Учеба обязательно должна присутствовать в жизни ребенка. Если родители видят, что он очень талантлив, то тогда еще можно делать на это ставку. И все равно: спорт очень непредсказуемая вещь. Сколько людей хотят выиграть золотую олимпийскую медаль, а получается это только у одного!

- Ваши родители развелись вскоре после того, как вы приехали в Москву. Это из-за того, что вашей маме пришлось перебраться к вам поближе?

- Нет, были другие причины. Я не хочу говорить, но они развелись не из-за спорта, это точно. Я раньше часто задавала маме этот вопрос, а она отвечала: ты еще маленькая. Рассказала только потом.

Майор и чемпионка

- О вашей личной жизни ходит множество слухов. Опровергните или подтвердите: правда ли, что у вас уже назначена свадьба с вашим любимым человеком – загадочным капитаном милиции Давидом Муселиани?

- Нет, это неправда. Я собираюсь судиться с желтой прессой. Какое они имеют право делать из спортсмена такую дешевку! Я была в шоке от того, что писали газеты, а мой любимый человек сказал: ну нет, это надо прекращать. Я некоторых звезд от шоу-бизнеса спрашивала: как вы можете видеть и читать, что о вас пишут, это же ужасно! Знаете, что они мне ответили? – плохая реклама – это тоже реклама. Но спортсмен, которого все уважают, который знает, что такое работать, никогда себе этого не позволит. В общем, будем судиться.

Да, кстати, он уже не капитан, а майор. Все в шоке от того, что он милиционер. Почему-то все думают, что у Кабаевой обязательно должен быть олигарх какой-то. Он хороший человек! Мне нравится. Что называется – женское счастье.

- Вы – из Ташкента, а для восточных девушек свойственны мягкость и покорность. И в то же время вы привыкли побеждать. Нет ли в этом противоречия?

- Все дело в том, что мой мужчина сильней, чем я. Это точно. Он умнее, он со мной даже не спорит: хочется тебе так сделать, пускай будет так. Я иногда вперед лезу, мне хочется свое слово вставить, объяснить. Он мне замечание может сделать только дома, при ком-то – никогда. Дома я могу получить: мол, ты себя не так ведешь и т. д. Но по большому счету он мне разрешает быть такой, какая я есть.

- Наверное, он надеялся, что когда вы выиграете Олимпиаду, сядете наконец дома, будете его ждать… Он же восточный мужчина.

- Я не могу так, и он это понимает. Да он и сам говорит мне: «Боже мой, как тебя любит народ! Неужели ты такая хорошая?» И смеется. Я говорю: «Был бы ты рядом со мной, если бы была плохая?» Если бы я не была Кабаевой, не занималась спортом, наверное, он бы и постарался посадить меня дома. Но я не могу без этого всего, я сразу как личность умру. А мужчины, может, этого и не говорят, все равно любят, когда женщина – личность. Если она будет дома, то он будет ее воспринимать как домохозяйку – убрать, постирать. Это неправильно. Женщина не должна так опускаться. А дома убрать – есть специальные люди. Да, когда рождается ребенок, первые годы надо с ним посидеть. Но потом все равно нужно возвращаться к своему делу. Думаю, пока мне рано рожать. В какой-то степени я сама еще ребенок.

Терпеть не могу, когда меня приглашают на ток-шоу: как вы думаете, что нужно делать в такой-то ситуации, а в такой?.. Я один раз рассердилась: как она решит, так и будет, и никакие советы не помогут. Ненавижу обсуждать других! По себе знаю, что бесполезно: после дисквалификации сколько раз мне говорили, что надо вернуться в спорт! Но пока сама не решила, пока до сердца не дошло, ничего бы не было. Я даже не тренировалась тогда, хотя другие спортсмены поддерживали форму. А я не могла войти в зал.

Допинг поймать мяч не помогает

- У вас после дисквалификации было два возвращения. Когда было сложнее возвращаться – в первый раз или во второй?

- Первый раз, в 2002 году, было сложно потому, что я сразу же должна была ехать на чемпионат в Берлин. Очень плохо выступила – третье место. Зато потом, когда в Киеве выиграла чемпионат Европы, была так счастлива! Никогда в жизни не забуду эти соревнования: выходила, а у меня аж мурашки по телу бежали. Все кричали: «Украина!» С другой стороны: «Россия!» А когда вышла – вдруг тишина. Я такой человек: чем больше про меня будут говорить плохо, тем сильнее я выступаю. У меня был такой настрой!.. Потом опять был перерыв, спад. В общем, было очень сложно.

- Сейчас, по прошествии времени, вы можете объяснить, почему это случилось с вами? Ошибка?

- Для меня это до сих пор загадка, и я сама хочу это знать. Я ведь покинула большой спорт, так что почему бы не сказать правду? У нас взяли пробы на допинг на Играх доброй воли. Обычно через две недели после пробы, если что-то находят, сообщают. А тут прошло три месяца! Мы поехали на чемпионат мира, нам дали выступить. Причем у меня на допинг анализы не берут, а берут у Чащиной. Хотя, казалось бы, я выиграла, меня и надо проверять! Так нет. Не могу этого понять. Тут вдруг выясняется, что нашли фуросемид. Его все гимнастки принимают для похудения, и об этом все прекрасно знают. Еще мы принимаем пищевые добавки – тоже для того, чтобы сбросить вес.

- Вы исключаете, что это пищевые добавки могли дать такой результат анализа?

- Мы не проверяем, что нам дают. Это компетенция доктора. Мы всегда их пили, никогда ничего не обнаруживали. Но даже если нашли допинг – как мы могли выступать на Олимпиаде, на чемпионате мира в Будапеште? Я уже не говорю про то, что в художественной гимнастике никакой допинг не поможет. Он нужен, чтобы, например, быстро нарастить мышцы, он дает силу. Но нам это не надо – мне допинг не даст хороший толчок или хорошую спину и не поможет поймать мяч. Это, видимо, была какая-то игра, расчет, что победит кто-то другой. Пока эта история для меня загадка. Клянусь.

06.04.2005 , 11:21

chas-daily.com


Темы: , ,
Написать комментарий