Алименты для профессора

Нескольких уважаемых в Даугавпилсе людей государство заставило отдать назад начисленную ранее пенсию.

Ежемесячные поборы в 9,96 лата, которые уже шестой год высчитывают из ее пенсии, Соломея Кундзиня иначе как “алиментами” не называет. Эту позорную выплату повесили на Соломею Игнатьевну на долгие 13 лет. Бывший директор научной библиотеки при крупнейшем в Латгалии вузе недоумевает: как правительство допустило подобное издевательство над пенсионерами? Ведь в 1996 году, когда в возрасте 64 лет Соломея Кундзиня вышла в первый раз на пенсию, оставшись при этом на прежней работе, государство ничуть не возражало против того, чтобы та получала и смехотворную пенсию в 38 латов, и зарплату директора научной библиотеки ДУ. "Я могла бы полностью уйти с работы в 55 лет, — рассказывала газете “Вести Сегодня” Соломея Игнатьевна, когда мы навестили ее в Даугавпилсе, — но тогда еще служащим пенсию не платили: нужно было либо работать, либо сидеть дома. Но прожить на одну пенсию было невозможно. В 1996 году наконец–то разрешили и работать, и получать пенсию — вот я и осталась на прежней работе, где зарплата была более–менее приличная — 140 латов. Кто же мог подумать, что в 1999 году Шкеле объявит пенсионные выплаты за эти 4 года незаконными и заставит их возвращать?"

Соломея Игнатьевна живет в квартире своего сына — аккурат напротив старого корпуса двинского университета, в стенах которого расположен ее бывший рабочий кабинет. В нем она служила верой и правдой почти полвека — с 1956 по 2001 год. Библиотекарей такой квалификации в Латгалии — раз, два и обчелся. Бесценный опыт Соломеи Игнатьевны ценили и передавали студентам (в университете, помимо привычных “учительских” специальностей, можно приобрести и специальность библиотекаря). За свой самоотверженный труд в 2001 году, когда Кундзиня “полностью” вышла на пенсию, государство назначило ей 144 лата и 76 сантимов в месяц. Но, как говорится, “на руки” Соломея Игнатьевна получает сейчас лишь 123 лата: 11,19 лата у нее удерживают в счет подоходного налога (т. е. 25%, т. к. сумма пенсии превышает 100 латов) и позорные “алименты” в 9,96 лата. Остающихся денег хватает только на еду (благо за квартиру платит сын). Но иногда львиная доля пенсии уходит на лекарства, ведь возраст у Соломеи Кундзини приличный — восьмой десяток пошел, и здоровье время от времени дает сбой.

Но не одна Соломея Кундзиня платит государству “алименты”. В 1996 году в ее положении оказались многие люди пенсионного возраста. Сколько их в Латвии — одному агентству социального страхования известно. Но в Даугавпилсе у Соломеи Игнатьевны есть товарищи по несчастью даже среди бывших коллег по вузу. Например, такие же “алименты” в течение 10 лет вынуждена выплачивать профессор педагогики, автор множества учебников для детей и знаменитого букваря, по которому сегодня учатся все русские дети Латвии, — Людмила Николаевна Тимощенко. Ей, правда, немножко “повезло”: в 1996 году она получала не 38, а только 18 латов пенсии. (Хочу отметить, что, если бы Людмила Николаевна ушла тогда из университета, заменить ее было бы просто некем: специалиста такого уровня в этом вузе до сих пор нет).

Свои “алименты” отстегивает государству и бывший ректор университета Рождественский. В компанию пенсионеров–бедолаг попала и самый уважаемый в Даугавпилсе бывший детский врач Малкина. Все они уверены в одном: забирать выплаченную и давным–давно проеденную пенсию, пусть и мизерную, незаконно и недостойно цивилизованного государства. Ведь не они виноваты в том, что правительство вначале приняло одно решение, а через 4 года его поменяло по непонятным для народа причинам? Разве закон имеет обратную силу? Почему народ должен отвечать за ошибки правителей? Пусть Шкеле и расплачивается за весь этот бардак — ведь именно в пору его премьерства придумали, что в 1999 году нужно вернуть назад выплаченную с 96–го года пенсию. Мало того, с подачи шкелевского Кабинета министров в 1999 году стало возможным настоящее безобразие: все, кто хотел (а это были в основном высокопоставленные чиновники и нувориши), могли уплатить определенную сумму в счет социального налога, и уже из расчета этой платы им впоследствии начислили огромнейшие пенсии. Получилось, что человек, не надрывавшийся на работе в течение своей жизни и разжившийся в годы лихолетья на нелегальном бизнесе (если ты законно не получал зарплату, значит, и социальный налог не платил), мог просто внести пару тысяч латов и обеспечить себе тем самым безбедную старость с пенсией по 300–400 латов в месяц!

Соломея Игнатьевна уверена, что сегодня устроенный над ними беспредел можно прекратить, если обратиться в суд. Кундзиня и Тимощенко даже консультировались на этот счет с юристом Мартиньшем Драудиньшем, выигравшим один громкий процесс у государства. Он уверил двинских пенсионерок, что их дело — беспроигрышное. Нужно только нанять адвоката и подать заявление в суд. Вот только одна загвоздка: адвокат не по карману нищим двинским профессорам, а самим отстаивать свои права в суде гуманитариям не хватает квалификации.

P. S. Соломея Кундзиня просит откликнуться всех, кто оказался в подобной ситуации и хочет через суд добиться справедливости, чтобы оплатить судебные издержки “в складчину”. Также Соломея Игнатьевна призывает на помощь квалифицированного юриста, который смог бы оказать пенсионерам помощь за минимальную плату. Информационную поддержку газета “Вести Сегодня” гарантирует.

31.03.2005 , 14:36

"Вести сегодня"


Написать комментарий